Культура и История

Александр Сокуров: «Россия и Беларусь – родные сестры»

Фото Сергея ПОЖОГИ, «МК» Чуть больше времени у Сокурова оказалось в Минске, где он побывал на кинофестивале «Лiстапад-2008». Александр Николаевич посетил Национальный художественный музей Беларуси, где дольше всего задержался у стендов с произведениями из стекла. Встретился режиссер и с журналистами. Вот лишь некоторые ответы на многочисленные вопросы журна-листов.

- Ваши фильмы почти всегда получают высокие награды на престижных кинофестивалях. Но их судьба на родине нередко складывается печально. Почему?

- Мне близка эстетика хорошего кино. Другой вопрос, насколько это близко зрителю. Так, моя лента «Александра» о женщине, которая приезжает в Чечню навестить своего внука-офицера, в России почти не показывалась. И заблокировали прокат именно женщины, которые в основном работают в этой системе. Мне такая позиция непонятна. Да, эта картина непростая. О ней можно спорить. Но закрывать путь фильма к людям - ничем не оправданная мера.

- Возможно, в безразличии и равнодушии зрителей виноваты прежде всего сами режиссеры?

- Наша профессия грешная. Мы чаще других, впрочем, как и врачи-психиатры, выходим на какие-то пограничные состояния человеческой души. Если Господь когда-нибудь призовет для ответа творческих людей, то первыми на сковородку отправит именно режиссеров. Кинематограф очень виноват перед мировой цивилизацией. И в первую очередь - американский. Порой несколько режиссеров могут больше навредить человечеству, чем лидеры нацио-налистических движений вместе взятые. Но я верю в перемены к лучшему.

- Сложно ли было пригласить на главную роль в ленте «Александра» Галину Вишневскую? И почему вы снимали именно в Чечне?

- Мы действительно работали в Чечне. Только в реальной обстановке можно добиться необходимой тональности и эмоциональности картины. Вот почему я сразу отказался от идеи павильонных съемок. Хотя ситуация в Чечне была очень сложной. Пришлось подключить огромные силы, чтобы до минимума свести риск пребывания там творческой группы. Активно участвовали в массовке военнослужащие, жители сел. Поэтому мне и удалось добиться максимальной правдивости фильма.

А он о том, что война закончилась. О том, что люди могут и должны понимать друг друга. В картине нет выстрелов, трупов или насилия. Это размышление обо всем лучшем, что есть в человеке.

Я много лет мечтал снять ленту с Галиной Вишневской в главной роли. Считаю ее выдающейся драматической актрисой. И сценарий «Александры» был написан именно для нее. Большую роль сыграло и то, что артистка провела молодые годы в блокадном Ленинграде. И на личном опыте знает цену мира.

- Вас многое связывало с Андреем Тарковским. Не потому ли чем-то похожи ваши творческие пути?

- С Андреем Тарковским мы дружили всю жизнь. Связь поддерживалась даже тогда, когда он уехал за рубеж. Мне были близки его взгляды на литературу, отношение к жизни, людям. А в области кинематографии у нас, как правило, начинались жесткие разногласия. Я конфликтов не хотел. Поэтому о кино мы говорили редко. Фильмы Андрей обожал смотреть, но снимать - нет. Прежде всего из-за обычной рутины: то пленки не хватало, то денег… В кинопроизводстве колоссальный вал проблем. И Тарковский искренне радовался, когда работа над очередной лентой завершалась.

В родной стране к творчеству режиссера и зрители, и чиновники относились трепетно. При необходимости ему всегда выделяли дополнительные средства на пересъемку. Из России Андрей уехал тоже не от советской власти. Невыносимым для него оказалось отношение коллег…

- По какому пути, на ваш взгляд, пойдут в будущем Беларусь и Россия?

- Россия и Беларусь как родные сестры, у которых одна мать, а отцы разные. Нас объединяют общая история, культура... А еще определенная стойкость своей позиции и мировоззрения. Достаточно вспомнить минувшую войну. Так последовательно нацизму сопротивлялись только наши страны. Мы нужны друг другу. Русские привыкли, что якобы всегда и во всем виноваты. Нас часто предают. Поэтому дружба с Беларусью для России очень дорога. Привлекает меня и внутренняя гармония вашей страны.

- И все-таки для кого прежде всего предназначены ваши фильмы?

- Когда работаю над картиной, больше думаю о творчестве, а не о том, на какую аудиторию она рассчитана. Да и вообще, я не так высокомерен, чтобы кого-то учить своими лентами. Для меня самое главное - художественные задачи, которые я стараюсь честно выполнять. Одна из важнейших проблем художника - особенно в период кризиса - финансирование. Мне жаловаться не на что. 

- Что вы думаете о современной молодежи?

- Больше всего меня беспокоит ее  бессилие и пассивное участие в жизни страны. Особенно со стороны студенчества. И самое удивительное: инертна именно творческая молодежь. Так, кинотеатры в основном посещают студенты технических вузов. Все большая часть нации уходит из культуры. Могу ошибаться. Говорю лишь о своих наблюдениях. Но мы, по-моему, становимся менее сентиментальны, менее романтичны. В обществе начинает преобладать прагматизм, рациональность. Нет обновления и притока свежих сил из провинции - основной подпитки нашей нравственности и культуры. Процветание России всегда шло из глубинки…

 

 Народный артист России Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области в семье военного. Выпускник исторического факультета Горьковского государственного университета и режиссерского - ВГИКа.

В 1995 году согласно решению Европейской киноакадемии имя мастера включено в список 100 лучших режиссеров мирового кино. Александр Сокуров - лауреат премии Ватикана «Третье тысячелетие». Награжден «Премией Свободы», учрежденной польским режиссером Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис». Автор лент: «Одинокий голос человека», «Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Круг второй», «Мать и сын», «Молох», «Телец», «Русский ковчег», «Отец и сын», «Солнце», «Александра»

и других

Алла КАЗАКОВА, «МК»