Дорога к храму

Жертва малая

 Отроку Варфоломею тяжело давалась книжная премудрость. Он прилагал все усилия, но никак не мог научиться читать. Его родители Кирилл и Мария очень переживали по этому поводу и молились Богу за свое любимое чадо. Однажды на лесной опушке Варфоломей увидел необыкновенного старца-монаха, глаза его лучились теплотой и любовью. Мальчик доверчиво рассказал иноку о своем горе, а тот подарил ему маленький церковный хлебец – просфору как знамение благодати Божьей. После этой встречи Варфоломей с легкостью освоил грамоту, стал преуспевать в учебе и обошел товарищей. Впоследствии он прославился как святой XIV века преподобный Сергий Радонежский, которого называли игуменом земли Русской и защитником всех славян. О церковном хлебе, благодаря которому отрок постиг книжную науку, и пойдет речь.
Просфора – это особый хлеб, что используется для церковных священнодействий. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла до нас из ветхозаветных времен. В скинии Моисея были так называемые хлебы предложения, состоявшие из двух частей, что означало две реальности: земную и небесную. В подражание древней традиции и в православных храмах просфоры делаются двухчастными, это символизирует две природы Христа: божественную и человеческую.
В переводе с греческого слово «просфора» означает приношение, дар, жертва. В давние времена каждый христианин стремился принести в дар Богу плоды собственных трудов. Так, на общие молитвенные собрания верующие приносили свой хлеб, вино, елей (масло), воск для свечей, фрукты. Такие пожертвования принимали диаконы, имена принесших вносились в особый список, который с молитвой провозглашался во время богослужений. Приношения за умерших делали родственники, а в храмах совершалась заупокойная молитва. Из жертв отделялась часть хлеба и вина, необходимая для церковной службы, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары раздавали нуждающимся. Впоследствии просфорой стали называть лишь хлеб, употребляемый для совершения Божественной литургии. Со временем вместо обыкновенного хлеба при храмах начали выпекать особые просфоры, принимая в качестве пожертвования помимо обычных приношений и деньги.
Следующий случай, связанный с церковным хлебом, описан в житии святителя Василия Великого. Богатый купец пожертвовал немалую сумму и попросил священника 40 дней молиться о нем, изымая частицы из святой просфоры. Но не прошло 40 дней, а священник скончался. Скупердяй купец стал требовать у его бедной вдовы вернуть часть денег. Мол, священник не выполнил условие – не молился все 40 дней. Деньги были уже потрачены, и вдова не могла вернуть долг. Этот случай дошел до слуха святителя Василия, и он назначил день суда в храме, попросив купца принести с собой все свои золотые монеты. В храме были установлены точнейшие весы. Святитель изъял всего лишь небольшую частицу из святой просфоры и, положив ее на одну чашу весов, велел класть на вторую золотые монеты. Сколько ни старался купец, но маленькая хлебная частица перевешивала груду золота. Так Господь показал, какую великую силу имеет молитва с изыманием частиц на Божественной литургии.
У православных христиан существует благочестивый обычай ежедневно употреблять натощак после молитвы кусочек святой просфоры и несколько глотков крещенской воды. Освящаясь во время богослужения, просфора несет в себе искру Божьей благодати и дается для духовного подкрепления. В видимом и осязаемом церковном хлебе сокрыта невидимая сила Божества.
В житии преподобного Зосимы Соловецкого описан такой случай. Зосима подарил просфору одному приехавшему в монастырь купцу. Но по дороге домой тот обронил святыню. Случайно проходивший мимо инок стал свидетелем удивительного явления: пес, хотевший схватить святую просфору, никак не мог это сделать, поскольку от нее исходил огонь. Молодой монах подобрал потерянную святыню и рассказал о произошедшем в монастыре. Братья и игумен возблагодарили Бога за такое вразумление и убедились в святости церковного хлеба.

Читайте также:  Наш православный Север

Татьяна БАТЮК, "МК"