Экономический курьер

Принимать гостей выгодно

 - Сергей Маратович, со стороны может показаться, что туризм - очень заманчивый бизнес. Какие основные мифы этой индустрии?

- Обыватель считает, что она приносит предпринимателю много денег, что здесь буквально медом намазано и если взяться за дело, то тут же озолотишься. На самом деле все не так просто. Это огромный труд, причем всегда нужно быть готовым к тому, что его результаты окажутся совсем иными, нежели ты планировал. Их попросту нельзя спрогнозировать наверняка. Если с продуктами питания все более или менее ясно, с тепло- и энергоресурсами тоже (их как покупали, так и будут покупать), то туристические услуги - не предмет первой необходимости. Здесь многое зависит от капризов природы, политического климата. Опять же, туризм очень чуток к колебаниям финансового рынка. Как их предугадать? Это попросту невозможно. А представьте, к примеру, что значит для предпринимателя выкупить определенное количество путевок, рассчитывая на прибыль в 10-15 процентов, и потерять в итоге все. Я, к счастью, таких ситуаций в своей жизни избежал.

- Как вы полагаете, сильно ли пострадает туристическая отрасль от мирового финансового кризиса?

- Сейчас ситуация непростая. Думаю, что кризис по нашей отрасли ударит весьма ощутимо.  Я читал в прессе, как отзывались коллеги о сложившейся ситуации. У них на удивление оптимистичные прогнозы. Возможно, эти люди отчасти и правы, но только в отношении выездного туризма. Мы, например, работаем с зарубежными клиентами. Сокращение потока россиян, особенно представителей среднего класса, было видно по продаже тех же новогодних туров. Объемы у нас на сегодня упали в четыре раза.

- Что необходимо предпринимать турфирмам в данной ситуации, в каком направлении двигаться?

- Прежде всего искать другие подходы. Недавно я ездил на Кубу. И там еще раз убедился в том, насколько невыгодно поднимать цены на проживание. Прибыль нужно получать за счет грамотно построенной инфраструктуры. Кубинцы именно так и делают. Цена путевки у них небольшая, но за экскурсию протяженностью в сто сорок километров клиенту предлагают заплатить 90 долларов. И тот соглашается, потому что приехать на остров (пролететь тысячи километров!) и не увидеть Гавану, другие красивые города и достопримечательности невозможно. Цены в барах, на сувенирную продукцию тоже выше, чем у нас, примерно в два-три раза. И это основной доход отрасли. В год страна принимает около четырех миллионов туристов. За десять лет число отелей, скажем, в крупном курортном центре Варадеро увеличилось с пяти до пятидесяти, при том что туристический сектор на Кубе регулируют не частники, а государство.

- В чем выход для Беларуси, на ваш взгляд?

- В первую очередь необходимо четкое позиционирование родной страны. У нас масса хороших идей в этом плане. Аналитики работают великолепно, направление законов верное. Вот только с исполнением проблематично. И это на корню губит все начинания. У нас на каждом углу говорят про развитие агроэкотуризма. А что это такое? Спрашивал специалистов, сам искал информацию, но до сих пор четкого мнения так и не составил. А ведь любому приезжему, скажем, арабу или испанцу, будет очень интересно увидеть наши озера, леса, попариться в деревенской бане и попробовать национальную кухню. И если все сделать грамотно, профессионально, то это принесет стране хорошие деньги. В Беларусь привозить туристов гораздо проще, чем вывозить соотечественников за рубеж: здесь все предсказуемо, подконтрольно. Можно в любой момент вмешаться в процесс и решить возникшие вопросы. Например, если клиент чем-то недоволен, менеджер перезвонит в санаторий, переговорит с администрацией и все уладит. Клиент хорошо отдохнул и уехал довольный. Разве не приятно?

И вот еще, что важно. Если правильно строить этот бизнес, то нужно в первую очередь ориентироваться на средний класс, поскольку именно эти люди, больше всего путешествуют. Только с таким клиентом возможны большие объемы и соответственно прибыль. А какие-то разовые, пусть и довольно дорогие, услуги - это, на мой взгляд, выживание.

- Как вы планируете строить свой бизнес? Скажем так, с поправкой на кризис…

- При грамотном подходе необходимо постоянно что-то менять. Это обязательное условие работы, и кризис тут ни при чем. Например, когда я начинал, мы работали с отечественными туристами. Ежегодно отправляли четыре тысячи отдыхающих в Крым. Потом стали разрабатывать белорусское направление. И два последних года 98 процентов наших клиентов были из России. Сейчас, полагаю, они будут не столь активны, поэтому мы решили смотреть уже не на восток, а на запад. Пробуем привлечь туристов из дальнего зарубежья.

Конечно, прекрасно понимаем, что это очень длительный и скрупулезный процесс. Надо дождаться первых людей, которые приедут сюда отдохнуть, потом уедут обратно и расскажут о своих впечатлениях на родине. Именно на такой подход мы и постараемся ориентироваться. Прямая реклама, какая бы она ни была качественная, никогда не даст о стране той информации, которую может получить гостивший здесь человек.

Наталья ВАВИЛОВА, "МК"