Экономический курьер

Из варяг в греки

 - Георгий Васильевич, так что же представляет собой это перспективное направление?

- В классическом понимании логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья или товаров до конкретного потребителя. Она предполагает широкую инфраструктуру, особый сервис по сопровождению грузов. Сюда входят экспедиторские услуги, оформление необходимых документов, анализ востребованности тех или иных товаров, расчет оптимальных маршрутов, владение информацией о ценах на услуги компаний-перевозчиков и многое другое. Сейчас в Беларуси активно развиваются только транспортная и складская логистика. Для этого имеются все территориальные предпосылки, создана довольно неплохая материально-техническая база.

- Что несет нашей стране развитие логистики?

- В условиях мирового кризиса транзитный потенциал Беларуси является ее стратегическим ресурсом. По имеющейся экспертной оценке, возможный эффект может составить от 5 до 10 процентов отечественного валового продукта. А это около 5 миллиардов долларов. Кроме того, данное направление отличается высокой мультипликативностью: создание одного рабочего места в транспортно-логистическом центре (ТЛЦ) влечет за собой открытие еще десяти в смежных отраслях.

Сегодня общий оборот только европейского рынка транспортно-логистических услуг составляет более 600 миллиардов евро. И, несмотря на мировой кризис, к 2020 году прогнозируется четырехкратное увеличение объемов мировой торговли. А это в свою очередь повысит спрос на логистические услуги. Благодаря территориальному положению Беларуси имеются все шансы значительную часть товаропотоков и соответствующих услуг «замкнуть» на нашу страну.

- Удастся ли республике в ближайшие годы «перетянуть одеяло» - от конкурентов на себя?

- Мы просто обречены на это. Беларусь находится на пересечении двух транспортных коридоров: север - юг и восток - запад. Я думаю, ситуация с кризисом начнет к 2010 году исправляться. Он, конечно, существенно подкорректировал внешнеторговые потоки, и 2009-й в этом плане обещает быть сложным. Но, как ни крути,  альтернативы у нас нет. Самый короткий путь «из варяг в греки» лежит через Республику Беларусь.

- Согласно государственной программе развития ТЛЦ, которая принята в августе прошлого года, до 2015-го таких центров будет в Беларуси 19. Каковы перспективы Минска?

- Столица по всем параметрам - очень привлекательный сектор. На долю Минска приходится около 35 процентов экспортных и 45 импортных внешнеторговых операций. Сегодня идут подготовительные работы по созданию трех самых современных ТЛЦ в непосредственной близости от столицы. На территории СЭЗ «Минск» иранская компания «Кейсон» уже реализует проект с объемом прямых инвестиций в размере 85 миллионов евро. В аналогичный объект, расположенный неподалеку от кольцевой, литовская компания «Vinges terminalas» предполагает инвестировать около 20 миллионов долларов. Был проведен конкурс на создание транспортно-логистического парка в районе РУП «Национальный аэропорт «Минск». Его победителем стала компания «КМК-логистик», представляющая интересы группы российских инвесторов с участием ряда американских и бельгийских компаний. Заявленный суммарный объем инвестиций составляет более 3 миллиардов долларов.

Но у таких активных процессов есть и свои минусы. Стремление реализовать проекты вдоль загруженных трасс, максимально приближенных к Минску, приводит не только к росту дискомфорта для  жителей, но и к быстрому износу дорожной инфраструктуры. Поэтому, с моей точки зрения, в процессе реализации национальной программы развития логистики предстоит не только выработать приемлемые условия для потенциальных инвесторов, но и привлечь новые средства для создания соответствующей инфраструктуры в других регионах страны.

- В мировом рейтинге за 2007 год по уровню развития логистики Беларусь находилась на 74-м месте. С тех пор произошли какие-то изменения?

- Честно сказать, не интересовался. Если за прошедший год такие подвижки и имеются, то они незначительны. Однако в процессе реализации национальной программы Беларусь имеет все шансы войти в число лидеров.

- Что необходимо для более эффективного развития отечественной логистики?

- Во-первых, грамотная нормативно-правовая база, направленная на создание привлекательных условий для прямых инвестиций. По европейским стандартам средняя норма затрат при строительстве мультимодального логистического центра составляет от восьмисот тысяч до миллиона евро на один гектар. Поэтому в одиночку такую программу госбюджет просто не вытянет.

Во-вторых, даже если в республике будет создана современная сеть логистических центров, в целом проблему повышения доходов они все же не решат. Потребуется либерализация законодательной базы в области транспортной политики, которая обеспечит не только снижение налоговой нагрузки, но и сокращение административных процедур, связанных с перевозками.

В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей условия международного транзита через территорию нашей страны, ее унификация с документацией сопредельных государств, совершенствование системы взимания налогов, сборов и порядка таможенного оформления и контроля. В том числе формирование системы электронного декларирования, аналогичной европейской. Без решения последней задачи говорить о радикальном упрощении процедур таможенного досмотра вряд ли уместно.

Кроме того, имеет смысл если не отменить, то хотя бы существенно уменьшить годовые плановые показатели для таможенного комитета относительно перечислений в бюджет. Стремление ГТК выполнить, а иногда и перевыполнить их приводит к обратному результату: существенному недополучению поступлений в бюджет. Я имею в виду снижение доходов от международных транзитных перевозок. Зарубежные компании опасаются везти свои грузы через нашу территорию. В этой ситуации, как показывает мировая практика, эффективность работы национальной таможенной службы целесообразно оценивать не посредством конкретной суммы, которая формируется за счет фискальных таможенных платежей или штрафных санкций, а с помощью показателей внешнеэкономической деятельности местных или международных компаний на национальном рынке.

Наталья ВАВИЛОВА, «МК»