Дорога к храму

От Луки

 Сирийский город Антиохия, где родился Лука, славился как один из крупнейших интеллектуальных и культурных центров древнего Востока. Считается, что юноша происходил из просвещенной греческой среды. Он получил блестящее образование, обладал широким кругозором и недюжинной эрудицией. Но перспективный молодой человек не был пустым надменным умником или напыщенным всезнайкой, он искал истину, ответы на вечные вопросы бытия. И потому, услышав о Христе, Лука оставил практику, привычные занятия и прибыл в Палестину, стал ревностным последователем и учеником Спасителя, избранным в число 70 апостолов.

Известно, что Лука был искусным врачом. Блаженный Иероним писал, что апостол «был весьма сведущ в медицинском искусстве». Сам текст его Евангелия подтверждает это. Вспомните сцену исцеления бесноватого отрока. Евангелист Матфей рассказывает о болезни этого мальчика без особых подробностей: он беснуется, бросается то в огонь, то в воду, то есть попросту выглядит умалишенным. В изложении Марка все гораздо конкретнее, по его тексту можно даже поставить точный диагноз: это эпилепсия. Лука же описывает болезнь совсем иначе. Его не ужасает отталкивающая картина эпилептического припадка, поскольку ему, врачу, наверняка приходилось оказывать помощь таким пациентам. Внимание Луки сосредоточено на страданиях больного отрока, который перед приступом вскрикивает, а когда припадок «насилу отступает», бывает совершенно измученным. Это именно то отношение к человеческому страданию, без которого профессия врача немыслима.

Кроме того, евангелист Лука - вдумчивый историк. Он читал Фукидида и других греческих авторов. Помимо Евангелия его перу принадлежит историческое сочинение, вошедшее в Новый Завет, - Деяния святых апостолов. Авторство Луки подтверждается анализом словаря и стиля этих двух новозаветных текстов. Деяния - блистательное литературное произведение, представляющее собой сравнительное жизнеописание апостолов Петра и Павла. В том же ключе выдержаны жизнеописания Плутарха, которые созданы значительно позже Деяний, хотя Плутарх и считается по недоразумению первым мастером этого жанра.

Лука, по его собственному признанию, стремится к акривии - это слово, которое почти невозможно перевести на русский язык, означает правдивое, точное, последовательное изложение фактов. Как историк Лука придает огромное значение хронологии, как бы вписывая евангельские события в контекст мировых. Поэтому неудивительно, что Евангелие от Луки вызывает огромный интерес и с точки зрения глубоко продуманной композиции, и с точки зрения исторического содержания.

Евангелие от Луки написано изящным греческим языком того времени. Это лучший образец греческой литературы I столетия. Можно сказать, что книга Луки - Евангелие для интеллигенции, для тех, кто понимает, что такое хорошая литература. В нем встречаются интересные детали из жизни Христа, которые отсутствуют у других евангелистов. Притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о добром самарянине…

Притчу о блудном сыне святой Амвросий Медиоланский, живший в IV веке, назвал «Евангелие из всех Евангелий» или «сердцевина Евангелия». В этой притче говорится о безграничном милосердии Божьем, о том, что Бог дает возможность исправиться каждому.

Притча о мытаре и фарисее - о различии благочестия внешнего и внутреннего, о том, что человек нередко формально исполняет тот или иной ритуал, а в жизни делами отрекается от своей веры. Это притча призывает нас не осуждать других, а оценивать прежде всего собственные поступки.

Притча о добром самарянине содержит ответ на вопрос, кто твой ближний. Она учит, что суть христианства заключается не в словах, а в действии.

Евангелие от Луки от начала до конца сосредоточено на проблеме греха и кающегося грешника. И грех понимается здесь не как преступление или проступок, а в первую очередь как болезнь. Христианин должен лечиться от своей греховности. И священник может помочь ему в этом.

Из церковного предания мы знаем, что святой евангелист Лука был талантливым художником. Именно он по просьбе христиан написал первую икону Пресвятой Богородицы, которую видела сама Пречистая Дева и благословила ее.