Жизнь как она есть

Перевозчик хорошего настроения

Вадим Ясногородский управляет маршруткой третий год. Себя считает вежливым водителем и старается не конфликтовать с пассажирами.
Окончил музыкальную школу по классу фортепьяно, играл в музыкальном ансамбле, учился в Белорусском государственном университете культуры и искусств на факультете автоматизированных и информационных систем.
— Хотел перевестись на заочное отделение — не получилось, — признается Вадим, — тогда бросил учебу. Пошел работать, так как нужно было помогать матери.
Вадим служил в армии по контракту, потом изготавливал и собирал мебель, трудился машинистом сцены, водителем автобуса… Когда друзья позвали на работу водителем маршрутки, согласился. Надоело вставать в три часа ночи и приходить домой за полночь: в автобусном парке так и работают. К слову, для того чтобы водить маршрутку, нужно иметь права категории D и стаж работы на автобусе не менее двух лет.
Сегодня Вадим ездит по направлению Серебрянка — Комаровский рынок. Ежедневно накатывает 20 рейсов, или десять кругов.
— По сравнению с осенью пассажиропоток упал, — вздыхает собеседник. — А все потому, что закончился ремонт трамвайных путей в направлении Зеленого Луга.

О зайцах
Водители — народ с юмором. Разглядываю таблички в салоне Вадима: «Просьба есть семечки вместе с кожурой», «Книга жалоб — в следующей машине», «Тихони едут до конечной», «Водителя руками не трогать»…
— Пассажиры руки распускают?
— До этого не доходило, — смеется Вадим. — Но дебоширов хватает. Как-то стоял у остановки на проспекте Рокоссовского. Заходит в машину мужчина подшофе и начинает кричать да материться, мол, я вас ждал сорок минут на остановке, поэтому платить за проезд не буду. На что я отвечаю: «Ну что? Едем в Ленинское РУВД…» Пассажир утихомирился и молчал до конца поездки.
Встречаются и зайцы. Вот заходит в салон человек и начинает делать вид, что ищет деньги.  Как правило, нетрезвый. Через минуту предлагает расплатиться в следующий раз. Водитель такого пассажира иногда подвозит бесплатно — пару остановок. Но чаще высаживает.
Бывает, горожане проедут свою остановку, а потом требуют отвезти обратно. Или же проезжают несколько остановок, а потом «вспоминают», что не в ту маршрутку сели и, не заплатив, выходят.
— Каков типичный потрет безбилетника?
— Им может быть кто угодно. Подросток, пенсионер или дамочка, одетая по последней моде…
К слову, на этом маршруте — семь машин. Сами понимаете, периодически железные кони выходят из строя, соответственно, увеличивается интервал движения. И самый распространенный вопрос, с которым злые пассажиры встречают водителя: «Где вы ездите?»
Разное бывало
Рейс Вадима включает остановки на трех рынках. Поэтому неудивительно, что зачастую в салоне пахнет луком, чесноком, клубникой, рыбой и даже… гуталином. Горожане возвращаются домой с полными сумками продуктов. Доходит до курьезов.
Однажды на остановке у рынка вошла пожилая чета. У женщины в руках полный пакет бочковой сельди. Машина тронулась, пакет зацепился за что-то, и рассол потек на пол.
— Как в салоне воняло! — вспоминает Вадим. — Еле до диспетчерской станции доехал — дышать нечем было. Взял у уборщицы тряпку и вымыл пол. А селедочный запах до конца дня стоял…
Еще случай. Комаровка. К маршрутке подходит бабуля с огромным рюкзаком за спиной, пытается зайти в салон: протягивает руки, хватается за сиденья и пытается подтянуться. Безуспешно — мешает рюкзак. Пенсионерка не сдается. В конце концов рюкзак перевешивает — бабуля валится на спину с поклажей. Лежит — встать не может: рюкзак-то тяжелый. Выходит из салона парень, помогает встать и попутно замечает: «Что, бабуля, парашют не раскрылся?»
Забавных историй у моего собеседника полно. Вот, к примеру, еще одна. В маршрутку заходит интеллигентная девушка с контрабасом. Ставит инструмент перед собой. Расплачивается.
— Вы почему за контрабас не платите? — возмущается грузный мужчина. У него в руках полный пакет куриных яиц.
— Когда вы заплатите за яйца, — парирует девушка, — тогда и я за контрабас заплачу!
Что и говорить! Работа — не соскучишься!
К слову, 90 процентов пассажиров маршрутки — постоянные.
— Часто вожу продавцов — на рынок и с рынка, — говорит Вадим. — Зачастую невольно становлюсь слушателем их бесед. Разговоры об одном и том же. О доходах, расходах, как всучить товар…

Конкуренция
Все маршрутчики — конкуренты. Либо ты возьмешь пассажиров, либо они перехватят, поэтому нужно быть начеку. Подобрал пассажиров — и по газам к другой остановке, чтобы салон заполнить.
— Мой конкурент — маршрутка, которая идет из Серебрянки в Зеленый Луг, — говорит Вадим. — Если вижу на дороге конкурента, иду на обгон, чтобы тот не забрал моих пассажиров.
А вообще ссор между водителями не бывает. Даже взаимовыручка существует. Нужный инструмент дать, подвезти на буксире или деньги поменять. Сдача — головная боль водителей. Особенно по утрам, когда в кассе пусто.
— Главное — творческий подход, — уверен Вадим. — Для некоторых работа — вынужденная необходимость. Но с таким кредо жить нельзя. Я, например, всегда выхожу на рейс с хорошим настроением, потому что люблю свою работу. Мне интересно наблюдать за людьми, каждый день открываю для себя что-то новое.
На вопрос, что в его профессии самое сложное, Вадим, подумав с минуту, отвечает:
— Вечерние рейсы. Пешеходы перебегают дорогу на красный свет, буквально под колеса бросаются. Такое ощущение, что многие совсем не думают о собственной безопасности.