Культура

Красив танец, красив и костюм

 Артисты представят программу «Беларусы», премьера которой состоялась около года назад в Белгосфилармонии. Начинаются «Беларусы» с одного из самых ярких номеров — вокально-хореографической зарисовки «Каляда», где действуют такие персонажи, как Коза, Цыганка, Медведь…
Одна из основных составляющих успеха «Харошак» — яркие костюмы.
— Теперь «Беларусаў» можно смотреть как захватывающий телесериал, — говорит художник-постановщик ансамбля Алексей Гаевой. — У каждой композиции свой сюжет. Мы с художником Юрием Пискуном постарались не испортить красоту хореографического замысла. А еще надо было максимально полно подчеркнуть пластику движений. В итоге наряды помогают танцорам раскрыть свой талант на сцене.
У «Харошак» есть собственные мастера по соломоплетению. Ведь все туалеты создают на аутентичной основе.
Наряды в течение танца меняются несколько раз, и танцорам надо успеть переодеться. Популярен у художников и метод трансформации.
— Костюмы так придуманы, что едва ли не на глазах у зрителей меняют цвет и форму, — поясняет Алексей Гаевой. — К примеру, хореографическая баллада «Журавы», посвященная минувшей войне, из новой программы. В ней отражается тема трудной женской судьбы. Сначала на сцене появляются вдовы в черных платках и темных одеждах. А через некоторое время благодаря нашим творческим секретам все это превращается в белые платки и светлые одеяния. Задача художника также сохранить наряды, чтобы они служили не одному поколению артистов. А это тоже непросто. Достаточно сказать, что за время выступления танцоры нередко теряют в весе по два-три килограмма. И костюмы после таких «галопов» хоть выжимай. А к следующей программе все должно быть постирано, отглажено и готово к очередному концерту.
— Костюмы людей знатных отличались от простонародных большей лаконичностью и простотой, — подчеркивает собеседник. — В них, как правило, не использовались вышивка, орнамент. В целом же на территории Беларуси мода отставала от европейской. Мы никогда не были законодателями в этой сфере. Вот почему в шляхетских костюмах танцевальных композиций ХVII века могут прослеживаться и ярко выраженные элементы, которые относятся к ХVI столетию. К тому же одежда у нас всегда была дорогой. Даже богатые люди ее берегли и передавали по наследству из поколения в поколение. Приходится учитывать и эти особенности.
На международных фестивалях с участием фольклорных коллективов из самых экзотических стран белорусы выделяются красотой своих нарядов. Нередко солистки коллектива в национальной одежде встречают хлебом-солью правительственные делегации.

Алла КАЗАКОВА, «МК»