Эврика

От звонка до звонка

 Выяснилось: очень многие ребята успевают на переменке даже подготовить домашнее задание. За десять минут! Кто-то слушает музыку, разговаривает по мобильному или перекидывается SMS-ками.
«Очень люблю рисовать на переменах, это успокаивает». «А мы с друзьями успеваем поиграть в футбол», – рассказывали школьники. Или вообще: «На перерыве дерусь с первым встречным!»
Считается, что перемена – личное время ученика, которое он может использовать в свое удовольствие. Требуется ли вмешательство учителя? Большинство школьников, конечно, против. А вот у родителей другое мнение.
– Моя дочь – второклассница, – говорит Ольга Степановна. – Девочка стеснительная, найти общий язык со сверстниками ей не удается, друзей тоже нет. На переменках сидит в сторонке, тушуется. Хорошо бы учитель брал все под свой контроль: устраивал какие-то коллективные игры, может, небольшие физические разминки для детей. Это помогло бы им сдружиться, заодно и отвлечься, отдохнуть перед следующим уроком.
– Подозреваю, что сын Олег, он учится в девятом классе, покуривает! – сетует мама подростка. – Дома я его контролирую. А что он делает в школе на переменках? Дымит за углом с дружками? И кто за ним там следит?
Интересно, что многие взрослые высказываются за увеличение длительности перемен, предлагая сделать одну большую, чтобы ребенок хорошо поел, а то и на обед домой успел забежать, если, конечно, школа рядом. В общем, перерыв никто не расценивает как особо опасное время, но ведь тревожатся…
– Общие санитарные нормы одинаковы для всех учреждений образования города, – комментирует начальник отдела дошкольного и общего среднего образования Комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая. – Там четко прописана длительность переменок и уроков. Так что по своему усмотрению увеличить или сократить перерыв руководство школы не может. А вот правил о том, что ученикам запрещается на перемене, скажем, покидать здание школы, чтобы перекусить в соседнем кафе, в санитарных нормах нет. Переменки придуманы для того, чтобы дети отдыхали.
А вот какие правила прописаны, к примеру, в уставе школы № 81: «Запрещено курить в помещении школы и на ее территории, ходить по школе и находиться в классе в верхней одежде». Режим предусматривает также постоянное нахождение ребят на территории учебного заведения. Действительно, сложно проследить, что делает подросток за ее пределами. Поэтому и принимают возможные меры безопасности: гардероб закрывается в начале занятий, а открывается только после окончания всех уроков. Причем одеваются-раздеваются ученики организованно, под присмотром учителя. Ежедневно дежурят учащиеся – на входе в столовую, на выходе из здания.
– Как же школьник может покинуть территорию, если он не одет? – говорит завуч по воспитательной работе 81-й Лилия Лихтарович. – Конечно, случаи «бегства» случаются. Но в основном, если ученик забыл что-то дома: тетрадку, физкультурную форму. А с курением у нас вообще строго. Если заметят за таким делом, шалопаю мало не покажется. С нерадивым учеником будет проведена строгая беседа. Злостным курильщикам (а таких учителя знают в лицо) при многократном нарушении устава грозит разбирательство на школьном Совете профилактики правонарушений и преступлений, в состав которого входит директор, учителя. Приглашаются и родители.
Конечно, читать устав школьников никто не заставляет. Но каждый классный руководитель обязан ознакомить своих учеников с правилами поведения на перемене.
– Никаких развивающих игр на переменах для детей в нашей школе не предусмотрено и проводиться не будет, – продолжает Лилия Лихтарович. – Это время, когда ученик должен отдыхать. Или питаться в столовой. Занимать его чем-то еще мы не имеем права, иначе нарушим санитарные нормы. Максимум, что учитель может сделать, – организовать своеобразную разминку, спортивную минутку, но она проводится прямо на уроке.

Читайте также:  Уму постижимо