История Минска

Вдоль по Захарьевской

 На карте города трассировка улицы появилась в начале XIX века. После того как Минск вошел в состав Российской империи, нужна была широкая трасса – для скоростного, как сказали бы сейчас, сообщения между Москвой и Варшавой. Это и явилось той причиной, по которой через предместье Новый город начали прокладывать Захарьевскую.
Она была самой широкой в городе (16 метров). Начиналась от современной улицы Городской Вал и тянулась примерно до того места, где сейчас находится площадь Победы.
Коренные изменения улицы произошли после 1873 года. Минск стал точкой пересечения двух важнейших железнодорожных ветвей – Либаво-Роменской и Московско-Брестской. Захарьевская продлилась в оба конца, теперь она тянулась от современной площади Мясникова до площади Якуба Коласа. 10 мая 1892 года по ней была проложена конно-железная дорога, связавшая минские вокзалы и центр города.
…Ищем следы старинной Захарьевской. Начинаем с площади Мясникова. Современная Советская улица – часть бывшей Захарьевской. На четной стороне уцелела застройка конца XIX – начала XX века. Дома Прушинского (Советская, 2) и Яницкого (Советская, 14) сохранили свой первоначальный облик. Другие же после второй мировой войны были надстроены и лишены внешнего убранства (Советская, 4, 8, 10, 12).
На площади Независимости расположены еще три дореволюционных здания – костел святых Симеона и Елены (Красный) и два бывших доходных дома. Здание на Советской, 17, построено в 1912 году по проекту минского архитектора С. Гайдукевича, а дом на Советской, 19, сооружен по проекту архитектора Г. Гая.
Чтобы представить облик Захарьевской, минчанам и гостям столицы достаточно свернуть с проспекта Независимости на улицу Володарского – за угол гостиницы «Минск». И тут же вы обнаружите «дома с Захарьевской». Сегодня их адрес – Володарского, 9 и 12. А до революции они выходили прямо на Захарьевскую и только потом были закрыты гостиницей и кинотеатром «Центральный».
Сохранилась до нашего времени и часть Архиерейского подворья, которое примыкало к Захарьевской (сейчас это два здания около Центрального Дома офицеров).
Еще два строения той эпохи можно встретить, двигаясь по проспекту Независимости к площади Победы: здание электростанции «Эльвод», расположенное вблизи цирка, и восстановленный Дом-музей первого съезда РСДРП.
Вот и все, что осталось от дореволюционной улицы.
Только по фотографиям того времени можно представить, какой была Захарьевская: многоэтажные каменные здания, первые этажи которых отданы под магазины со всевозможными вывесками, аптеки, рестораны… Снять квартиру? Такое могли позволить себе только состоятельные граждане, ведь то были лучшие квартиры в городе. К их услугам на Захарьевской – и электричество, и водопровод, и все удобства. Здесь даже просто гулять было удовольствием: аккуратные тротуары, мощеная проезжая часть, чистота и порядок, наводимые дворниками… Вечером улица ярко освещалась, давая возможность насладиться всей прелестью губернского города. Гостям было довольно непросто сделать выбор, где остановиться. «Либава», «Виктория», «Гарни», «Одесса», «Париж» – это только некоторые гостиницы на Захарьевской.
Первая мировая война, революция, снова война… В 1918 году название «Захарьевская» перестало существовать – оккупанты именовали центральную магистраль просто: Гаупт-штрассе, что в переводе означает «главная улица». После создания белорусской республики за ней закрепилось название Советской. При польской оккупации – Адама Мицкевича. Затем она снова стала Советской… О количестве переименований историки спорят: то ли одиннадцать, то ли четырнадцать…
Но первое имечко – самое памятное…
Дмитрий ИСАЙЧУК, «МК»

Читайте также:  Управленец-самоучка