Жизнь как она есть

В туризме нет простых дорог

Корр.: Поговорим в первую очередь о перспективах и планах на будущее. В мире происходят глобальные процессы, напрямую влияющие на развитие туризма как отрасли экономики. Причем во многих странах это одна из самых доходных статей бюджета. А какое место занимает туризм в нашей столице?
— По данным прошлого года мировой валовой продукт формировался в среднем на 12 процентов за счет доходов от туризма. Как напрямую, когда турист оплачивал услуги, предлагаемые по туру, так и опосредованно — заходя в ресторан или магазин, покупая сувениры. Конечно, говорить сейчас, что в Минске туристическая отрасль заняла место, которое бы мы хотели, пока еще очень рано. Тем не менее за последние четыре года, а именно столько существует информационно-туристский центр «Минск», в городском бюджете был отмечен рост поступлений за счет доходов от туризма. Не стану утомлять цифрами. Назову лишь некоторые. К примеру, экспорт туруслуг в 2008 году по сравнению с 2005-м вырос с
16 миллионов до почти 70 миллионов долларов США. А общий объем туристических услуг увеличился с 70 миллиардов рублей до 223 миллиардов, то есть более чем в три раза.
Одна из важных задач, стоящих на сегодня, — задержать у себя как можно дольше приехавших в Минск туристов. Хотя бы на день-два. Согласно нашему анализу белорусы в среднем выезжают за границу на 10 дней, а срок пребывания гостей в Минске — 5 дней.
— Здравствуйте, меня зовут Светлана. Скажите, по-прежнему ли среди иностранных туристов, приезжающих в Минск, больше всего россиян? Что мешает приезжать гостям из Западной Европы?
— В принципе, ничто не мешает. Но, действительно, большинство, 40 процентов, иностранных туристов составляют россияне. Россия — наиболее открытая страна из всех наших соседей. Между нами нет визового режима, ограничений по передвижению людей. Конечно, мы бы хотели, чтобы к нам больше ехали туристы и из Западной Европы. Могу привести такой пример. Два-три дня пребывания прошлой осенью в Минске около трех тысяч британских футбольных болельщиков, приезжавших на матч Беларусь — Англия, принесли экономике города около миллиона долларов. Причем мы могли бы заработать больше. Но не умеем еще из спортивных праздников получать дополнительную экономическую выгоду, организуя выездную торговлю сувенирами, работу экспресс-точек общепита там, где находятся гости столицы. Более активно следует работать и турфирмам по оказанию экскурсионных услуг. Многие англичане приехали на игру из Вильнюса. И во многом потому, что гостиничных мест в Минске еще недостаточно, чтобы принимать туристов в таком количестве.
— Мы упустили возможность принять их в столице?
— И потеряли значительные деньги. Приблизительно столько же, сколько заработали, — не меньше миллиона долларов. Потому что не сумели задержать у себя туристов, не предложили им дополнительные услуги. Хотя, безусловно, повлияли на это и некоторые другие факторы. Так, перелет из Лондона в Вильнюс значительно дешевле, нежели из британской столицы в Минск. Есть, чего греха таить, определенные нюансы и в визовом оформлении, в сервисе в
аэропортах и на границе.
— Виталий Иванович, Игорь вас беспокоит. Читал в «МК», что скоро в Минске появится карта гостя. Какой она будет?
— Действительно, в планах на этот год — введение так называемой карты гостя города Минска. По сути, это дисконтная карта, которая продается за небольшие деньги туристам, посещающим тот или иной регион. По ней предоставляют определенные скидки — 5, 10, 20 процентов — при посещении ресторанов, игорных заведений, других объектов досуга. К сожалению, эта хорошая идея, как и все новое, что сделано нашим центром в Минске за последние четыре года, реализуется не без проблем. К примеру, мы разрабатывали идею о скидках на посещение музеев. Но в музейных организациях весьма консервативно к ней отнеслись. В отличие от того же общепита. Там понимают, что, сделав определенную скидку, выиграют в количестве клиентов и в конечном итоге в общем объеме выручки — все затраты окупятся с лихвой.
Безусловно, для того чтобы вызвать у туриста желание продолжить свое пребывание в Минске, а потом вновь приехать сюда, нужно предложить ему как можно больший выбор услуг — и таких, к которым он привык в других странах, и оригинальных. В соответствии с решением Мингорисполкома мы сейчас занимаемся созданием в Минске основного обзорного автобусного экскурсионного маршрута. Уже разработана схема экскурсии, сейчас готовим документы на проектирование объектов туристической инфраструктуры: туристско-информационных центров, сувенирных магазинов. Есть несколько вариантов приобретения автобуса. Учитывая необходимость экономии бюджетных средств в столь непростое время, реализуем этот городской проект в сотрудничестве с туристическими компаниями, имеющими свой транспорт. Такая договоренность уже существует.
— Виталий Иванович, здравствуйте. Это Денис звонит. Туристов на улицах Минска можно встретить часто. А что для них наиболее привлекательно в нашем городе?
— Мы проводили специальное научное исследование и определили 44 туристических комплекса, охватывающие все сущест-вующие достопримечательности города. Для посещения тех или иных объектов туристского интереса в пределах шаговой доступности у нас определено 44 пеших, 7 велосипедных и 7 автобусных экскурсионных маршрутов. С этого года в Минске будет внедряться система пространственного ориентирования, которая позволит не только гостям столицы, но и самим минчанам самостоятельно совершать занимательные путешествия по городу, ориентируясь по указателям. Например, каждый из семи велосипедных маршрутов будет обозначен цветом. А что касается конкретно вашего вопроса, то, на мой взгляд, наибольший интерес отечественных и иностранных туристов вызывает Национальная библиотека. На экскурсии сюда записываются за месяц и более.
Корр.: Несколько лет назад в городе впервые была принята специальная программа развития туризма. Как она выполняется? Возможно, что-то ее тормозит?
— Туризм зачастую воспринимается как некая отдельная, самостоятельная, обособленная от городской экономики отрасль. Но ведь успешные показатели туризма, о которых я говорил, — это результат работы абсолютно всех городских отраслей — от жилищно-коммунальной до здравоохранения. И уже в последнюю очередь это результат работы туристических компаний, которые должны продать как можно больше тех услуг, которые оказывают другие организации города. А главная задача таких информацион-но-туристских центров, как наш, — маркетинг города, продвижение его возможностей, формирование положительного имиджа у потенциальных туристов и зарубежных туроператоров. И, конечно, нет такой туристической инфраструктуры, которой бы пользовались только гости города. По научным оценкам, из объектов туриндустрии только гостиницы процентов на 80-90 эксплуатируются исключительно туристами. Все остальные, даже расположенные в самых востребованных туристских местах, — на 20-30 процентов. И то в самых облюбованных туристами городах.
Что касается планов, то в соответствии с поручением председателя Мингорисполкома Михаила Яковлевича Павлова сейчас разрабатывается комплекс мер по активизации экскурсионно-туристической деятельности в Минске. С этой целью мы изучили мнения действующих экскурсоводов-практиков, которых в городе более трехсот. В частности, они предлагают организовать экскурсии в городской ратуше. Это очень символичный для Минска объект. Здесь можно рассказать о развитии городского самоуправления — от времен магдебургского права до нынешних дней. Другой интересный экскурсионный объект — Музей валунов в Уручье. Он вполне мог бы стать одним из туристических брендов столицы. Где еще в мире есть нечто подобное? Уникален и Лошицкий усадебно-парковый комплекс, с которым связано множество исторических событий, легенд.
Абсолютно все профессионалы экскурсионной деятельности говорят о проблеме загруженности территории Верхнего города, возле ратуши, частным автотранспортом и отсутствия стоянки для экскурсионных автобусов. Нельзя не вспомнить о таком пикантном моменте, как отсутствие стационарных туалетов в Троицком предместье и Верхнем городе.
К слову, ситуация в Верхнем городе достаточно сложная. Там много разного рода административных учреждений. Для туризма они не представляют никакого интереса. Минск, к сожалению, не так богат востребованными туристами объектами и то, что у нас имеется, надо использовать на все 100 процентов. Есть здесь проблема. Но мы будем добиваться ее устранения. Особенно учитывая принятое решение об организации основного автобусного экскурсионного маршрута и необходимость создания вокруг него соответствующей инфраструктуры, что, надеюсь, поможет нам и обустроить стоянку для туристских автобусов, и разгрузить исторический центр столицы.
— Давайте посвятим минчан в детали этого интересного проекта. Ведь, как ни удивительно, многие из них никогда не были на обзорной экскурсии по городу.
Наш автобусный экскурсионный рейс охватывает практически все основные достопримечательности Минска — от железнодорожного вокзала до Национальной библиотеки и «Минск-Арены». Запланированы семь остановок, от которых предусмотрены пешие экскурсии. К примеру, в 13.00 остановка у ботанического сада. Вы вышли, побывали там, вернулись к остановке, и через два-три часа в соответствии с известным вам расписанием автобус повез вас дальше. В салоне аудиогид рассказывает о городе. Поездка рассчитана на полтора-два часа. Маршрут круговой. Надеемся, что к середине мая провезем по нему первую экскурсионную группу.
— Здравствуйте, беспокоит Сергей Семенович. На Западе проводятся тематические экскурсии на промышленных предприятиях. Например, мне приходилось бывать на заводе «Фольксваген» в Германии, пивзаводе «Туборг» в Дании. А у нас есть что-то подобное? Всемирно известные предприятия находятся и в Минске — тракторный завод, автозавод. Знают за пределами страны и пивзавод «Оливария», кондитерскую фабрику «Коммунарка»…
— Очень многое здесь, если не все, зависит от менеджмента того или иного завода. В Минске предприятие «Кока-Кола» организует такие экскурсии, на «Керамине» есть подобный опыт. Другие не соглашаются. Где-то имеет место инертность мышления, где-то специфичное производство. Мы, кстати, когда готовили недавние экскурсии для школьников, обращались на некоторые предприятия, потому что дети хотели там побывать. Но нам отказали, сославшись на технику безопасности.
Корр.: Извините, Виталий Иванович, за прямоту, но это смешно. Если кто-то боится, что на посетителя в цехе упадет болванка, то где гарантия, что она не грохнется и на рабочего у станка или конвейера?
— Согласен. Многие действительно привыкли лучше ничего не делать, чтобы потом ни за что не отвечать. Возможно, наступившие сейчас непростые времена заставят всех думать, действовать. Сама по себе экскурсия дохода не принесет, но она может стать одним из рекламных шагов, новинкой маркетинговой политики предприятия. Тема очень интересная. Возможно, есть смысл собрать замов директоров по идеологической работе или профсоюзных лидеров и организовать им подобную экскурсию. В прошлом году на туристической выставке в Пекине разговаривали с китайскими туроператорами. Они, между прочим, довольно скептически относятся к Беларуси как к туристическому региону. Основная причина — между нашими странами нет прямого авиасообщения. Вторая — им нужно предлагать что-то, отличающее нас от России. Есть некоторый интерес к Беловежской пуще, Вискулям, где развалился Советский Союз, к домику I съезда РСДРП. Но наибольший интерес — к нашим промышленным предприятиям.
— Это звонит Михаил Васильевич. В условиях мирового финансового кризиса вряд ли число иностранных туристов в Минске будет расти, хотя все наверняка на это надеются. Но такова мировая тенденция. Об этом каждый день говорят по телевизору. Может быть, нашим туристическим компаниям стоило бы переключиться на въездной туризм?
— Очень хороший вопрос, Михаил Васильевич. В принципе, вы сами на него и ответили. Туризм — очень интегрированная и зависимая межгосударственная отрасль. У людей падают доходы. И уже по итогам января — февраля в странах, где традиционно много зарабатывают на туризме, наблюдается уменьшение доходов от него на 20-30 процентов. Но мы надеемся, что к Минску интерес у туристов не упадет. Хочу привести следующий факт. Согласно установленной методике подсчета из общего объема туристско-экскурсионных услуг за прошлый год (223 миллиарда рублей) более 200 миллиардов — деньги, полученные туристическими компаниями от выездного туризма и в дальнейшем перечисленные за границу. Десять к одному — таким получается соотношение выездного и въездного туризма. Причин тому много. Самая главная — заниматься туризмом внутри страны гораздо сложнее и более ресурсозатратно. По различным оценкам рубль, затраченный на выездной туризм, приносит два, а по въездному — наоборот. Плюс большая ответственность. Ее несешь перед иностранцем, которого приглашаешь. А на выезде — продал путевку и, по большому счету, забота о клиенте — хлопоты другого государства.
— Виталий Иванович, это Марина вас беспокоит. Сколько всего в столице зарегистрировано туристических организаций? Каким для Минска должно быть оптимальное число турфирм?
— Насчитывается порядка 350 туристических организаций. Из них активно, 365 дней в году, а не только в летний сезон, работают 120-130. Что касается востребованности турфирм, то жизнь сама отрегулирует их количество. Но мы направляем их деятельность на то, чтобы они приносили максимальную пользу людям, экономике нашего города. И будем делать это впредь.

Иван КАХНОВИЧ, «МК»