Дорога к храму

По святым местам

– Отец Александр, нужно ли непременно стремиться в паломнические поездки?
– Для духовного роста прежде всего необходима осознанная церковная жизнь – молитва, богослужения, регулярное участие в таинствах. Но паломничества занимают особое место в судьбе верующего. Ведь в такие поездки обычный человек отправляется нечасто. И если он куда-то выбирается, то потом весь последующий год, а может быть, и несколько лет с благодарностью вспоминает об этом. Встречи, события, которые происходят в монастырях, храмах, соприкосновение со святынями могут дать ответ на те духовные вопросы, которые беспокоили верующего на протяжении долгого времени. Кроме того, паломничества помогают лучше узнать историю церкви.
– Чем отличается паломничество от так называемого туризма по святым местам?
– Думаю, задача паломничества – прежде всего соприкосновение со святыней. Религиозный туризм, как сегодня модно говорить, ставит несколько иные цели, в частности, знакомство с историческими местами. В Беларуси, к примеру, это Жировичи, Полоцк. И, соответственно, сама программа поездки больше ознакомительная, рассчитанная на то, чтобы донести до людей информацию об истории родного края. А что касается паломничества, мы здесь заостряем внимание не на хронологии каких-то событий, а на том, как Божий промысел действовал в том или ином святом месте. Взять те же Жировичи. Известно, что там с 1470 года находится знаменитый Жировичский образ Божьей Матери. Но с духовной точки зрения важнее знать, как он был обретен. Как эта икона появилась на грушевом дереве, как она чудесным образом перемещалась из панского дома обратно в храм… Вера на том и построена – ощущать Бога рядом и понимать, каков Божий промысел по отношению к человеку и даже к той или иной вещи. И когда люди слушают рассказ об иконе и по ходу выясняется, что среди участников паломнической поездки есть те, с кем лично произошло чудо в этом святом месте, – создается определенная духовная атмосфера, благодаря которой люди испытывают жажду Богообщения. Такое стремление к Богу и позволяет совершенно по-иному воспринять  предпринятое путешествие.
– Говорят, когда с группой едет батюшка, он и молебен перед святыней  служит, и паломников исповедует. Или присутствие священника не обязательно?
– При поездках в Святую землю всегда по благословению Владыки назначается священник как духовный руководитель группы паломников. Самая главная святыня, куда люди стремятся попасть, – храм Гроба Господня. Хотят посетить и другие места, связанные с земной жизнью, последними днями и Воскресением Спасителя. К сожалению, в Израиле нет централизованной паломнической структуры – только турфирмы. И священник как знающий Евангелие может дать людям необходимые разъяснения даже касательно каких-то исторических событий. В Иерусалиме наши паломники исповедуются и причащаются благодаря тому, что с ними едет батюшка. Сам я дважды был с группой в Святой земле: мы старались поучаствовать в богослужении не только возле Гроба Господня, но и в Вифлееме, на месте Рождества Христова, и в Гефсимании, на гробе Пресвятой Богородицы, и в Горненском русском монастыре. Впечатления, переживаемые за неделю поездки, то духовное общение, которое выстраивается внутри группы со священником, как раз и помогают человеку во всей полноте понять, что паломничество – духовный подвиг.
– Рекомендуются ли поездки к святыням в каких-то особых случаях? Поясню: одной семейной паре, у которой не было детей, священник посоветовал отправиться на поклонение к угодникам Божьим.
– Знаю, что некоторые люди после поездки в то или иное святое место удостаивались от Бога исполнения своих молитв. В частности, о рождении детей. Один батюшка привез из Лавры Саввы Освященного, что в Палестине, листики древней оливы, давал нескольким семьям, и после того, как они с молитвой употребили, у них родились дети. Подобный рассказ я слышал и от близких знакомых после посещения ими монастыря Евфросинии Полоцкой. В данном случае большое значение имеет та вера, которую испытывают к тому или иному угоднику Божьему. И не важно, где он прославился – в Полоцке, Жировичах или в Святой земле.
– Объясните, пожалуйста, отец Александр, надо ли духовно готовиться к паломничеству?
– Конечно. Приведу пример из собственного опыта. Когда я в первый раз собирался на Святую гору Афон, времени на подготовку оставалось мало, а неотложных дел накопилось много. Как раз на тот момент был зарегистрирован наш приход, нам передали решение городских властей о выделении временного помещения для богослужений, предстояло отслужить еще одну литургию перед отъездом. Когда наутро встал, чтобы пойти в храм, мне было настолько плохо, что я с большим трудом совершил службу. Померил температуру, а она под 40. В тот же день попал в инфекционную больницу, вы-явилась дизентерия в самой тяжелой форме. Остается одна неделя до отправления на Афон. А чтобы поправиться, как сказали врачи, нужно две-три недели. Я взял с собой в больницу молитвослов и жития святых, чтобы помолиться спокойно. И произошло чудо. Меня выписали накануне того дня, когда нужно было ехать…
Иногда кажется: осталось только заплатить деньги, собрать вещи – и ты уже готов. Но на самом деле, если мы решаем отправиться по святым местам, очень важны горячая молитва и причащение, как это и полагается перед поездкой.

Читайте также:  Открытия в ликах