Облик столицы

Витрин неясные черты

 Нарочно встал в этот день пораньше и отправился на проспект Независимости. Люблю главный столичный проспект хотя бы за то, что он почти не изменился за последние полвека. И потому знаком здесь каждый дом, каждый поворот, каждый магазин. Когда тротуары еще пусты, а проезжая часть не забита потоком машин, есть время и возможность увидеть то, что в обычный день скрывается в общей городской суете. Мой маршрут — от станции метро «Академия наук» до площади Победы.
Город принарядился: повсюду разноцветные флаги, цветы, тематические плакаты, растяжки с поздравлениями, гирлянды праздничной иллюминации. Вечером проспект утонет в ее разноцветных огнях. А сейчас он чист, умыт и залит ярким весенним солнцем. Оно отражается в окнах домов, заглядывает, словно нетерпеливый покупатель, в витрины еще закрытых магазинов, кафе, ресторанов. Их, как и должно быть в центре города, на проспекте множество — самого разного содержания и размеров. А витрина любого магазина или точки общепита — как внешний облик человека. Мы ведь не только встречаем по одежке, но зачастую и провожаем по ней. Так и с магазином. Любой потенциальный покупатель остановится у входа, глянет и сразу решит: стоит зайти или отправиться дальше. А в праздничный, тем более такой праздничный день, ожидаешь, что и у витрин главного проспекта столицы вид будет особый. Но, увы.
Да, почти у каждого входа, на каждой витрине наклеены соответствующие празднику плакаты. По два, три, четыре — в зависимости от размера торгового объекта. Три, может, четыре варианта изображения. Вот, собственно, и все. Ощущение такое, словно владельцы торговых точек исполнили некую повинность. Мол, вышло указание украсить. Так мы выполнили и отчитались. Придраться не к чему.
Меньше всего хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто автор нарочно отправился ранним утром выискивать недостатки. Оформление витрин к празднику — лишь повод, чтобы поговорить о проблеме в целом. Мы часто и порой с излишним нажимом любим повторять, что Минск — самый чистый город, что он — европейская столица. Все это так, и горожанам действительно есть чем гордиться. Редкий гость нашего города не отметит чистоту и порядок как его отличительные черты. Что ж, приятно, спасибо на добром слове. Но тот же приезжий москвич, киевлянин, варшавянин чуть позже непременно посетует на скромное, а подчас попросту унылое оформление витрин магазинов. И возразить этому бывает трудно. Ведь и сам не раз обращал внимание на сие неловкое обстоятельство. У иной торговой точки не можешь отделаться от ощущения, будто ее владельцу или директору абсолютно безразлично, зайдет к нему покупатель или нет, разберут его товар или он так и будет пылиться-портиться на полках.
— Словно на машине времени перенесся в 70-80-е прошлого века, — воскликнул друг и коллега из Киева, наведавшись недавно в Минск.
Я родился и вырос в этом городе, и потому мое мнение предвзято. Конечно, хочется слышать о нем только хорошее. Но с критикой соглашусь. Недаром говорят, со стороны виднее. А еще говорят, что критиковать легче всего. И потому надо дать слово и тем, в чей адрес она звучит.

Михаил МИХАЙЛОВ, «МК»