Сто лиц столицы

Как грамотно ломать и строить

 В последние годы обозначилась положительная тенденция: горожане, затевая серьезные ремонтно-строительные работы в квартирах, не пытаются это скрыть с надеждой: авось, пронесет. Причин тому несколько.
Раньше, чтобы подготовить и согласовать необходимую проектную документацию и получить разрешение на перепланировку, гражданину нужно было посетить, причем не один раз, с десяток служб и организаций. При этом наказание за самовольную перепланировку было весьма мягким и ограничивалось предупреждением или штрафом до 3 минимальных заработных плат. Но если впоследствии у человека возникало желание все-таки узаконить выполненные работы, он это желание подавлял, ибо должен был восстановить все согласно паспорту квартиры.
Ситуация изменилась с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г.
№ 1805 «Об утверждении Положения о порядке переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах и Положения о порядке реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории» и нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Они вступили в силу почти одновременно: 17 апреля и 1 марта 2007 года соответственно. Названное постановление значительно упрощает процедуру оформления документов, а их перечень сокращен. Кроме того, отпала необходимость в получении разрешения местных властей и разработке проекта на отдельные виды ремонтно-строительных работ. С другой стороны, кодекс ужесточил ответственность за самовольное переоборудование или перепланировку жилых помещений: нарушителям грозит штраф в размере от 10 до 30 базовых величин (от 350 тысяч до 1 миллиона 50 тысяч рублей), а если ремонтно-строительные работы привели к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудованы вентиляционные шахты и каналы – от 30 до 50 базовых величин.

Себе дороже
Устраивать незаконные перепланировки стало не только накладно, но и просто неразумно. В жилищных службах эти вопросы постоянно отслеживают и контролируют. Дворник или мастер участка могут без труда вычислить «нехорошую» квартиру: сигналом к действию являются отходы стройматериалов возле подъезда, контейнерной площадки или слой строительной пыли на лестничной клетке. Могут пожаловаться жильцы, скажем, на излишний шум в соседней квартире или на сбои в работе отдельных инженерных систем – водопровода, вентиляции… Но даже если нарушитель окажется гением маскировки, в перспективе он не сможет продать свою квартиру законным способом, а потенциальный покупатель с полным правом может потребовать снизить стоимость жилья. В любом случае владельцу квартиры (прежнему или новому) придется не только заплатить штраф за несанкционированное переустройство или перепланировку, но и провести их согласование де-факто со всеми вытекающими расходами. И то при условии, что работы были выполнены с соблюдением технических нормативных правовых актов, не нарушают права и законные интересы жильцов дома, не создают угрозы их жизни и здоровью. Этих аргументов оказалось достаточно, чтобы жители города кардинально изменили свое отношение к перепланировкам.

Начало пути
Первая инстанция, куда следует обращаться желающим сделать перепланировку, – обслуживающая жилищная организация. В ЖЭС (ЖЭУ) это направление курирует главный инженер. Но подробную консультацию и помощь при оформлении необходимых документов, в том числе по утверждению самовольных перепланировок, оказывают специалисты вышестоящей структуры – ЖРЭО.

Как получить разрешение
Для этого следует обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган. В Минске это администрация района. Там нужно взять специальный бланк и написать заявление на переустройство и перепланировку. К нему прилагаются документы – их перечень можно уточнить в жилищной службе.
Заявление рассматривается в 15-дневный срок. В течение этого времени инициатор обязан предоставить доступ в помещение представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, и районной администрации. По результатам осмотра составляется акт, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому паспорту на жилое помещение, а также о техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этого помещения.
На основании этих документов администрация района принимает решение о разрешении на переустройство и перепланировку помещения или же направляет инициатору мотивированный отказ.

Читайте также:  Вагонопровожатая

Если требуется проект
Имея на руках разрешение, инициатор заключает с проектной организацией либо проектировщиком, имеющими соответствующее специальное разрешение (лицензию), договор на разработку и согласование проекта. При необходимости можно оговорить, что проектировщик обеспечивает в установленном порядке проведение государственной вневедомственной экспертизы. Срок разработки и согласования проекта в среднем составляет 3 месяца.
Перед выполнением работ, предусмотренных проектом, инициатор обязан заключить договор на осуществление технического надзора с организацией, имеющей соответствующее специальное разрешение (лицензию).

В поисках подрядчика
Работы по переустройству и перепланировке помещения, кроме нелицензируемых видов работ, должны выполняться на основании договора подряда с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие специальные разрешения (лицензии), а также с обязательным оформлением в установленном порядке актов на скрытые работы.

Постфактум
Завершение работ подтверждается актом приемки. Приемочная комиссия и ее председатель назначаются администрацией района на основании письменного заявления инициатора не менее чем за 30 дней до начала приемки. Дату начала и окончания работы этой комиссии определяет инициатор с участием подрядчика, учитывая установленный срок приемки выполненных работ.
Последний шаг – составление технического паспорта на помещение и государственная регистрация изменения недвижимого имущества в результате переустройства и перепланировки. По этому вопросу следует обращаться в РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» (бывшее БРТИ).

Хочу узаконить!
Единого порядка рассмотрения заявлений граждан, желающих узаконить самовольную перепланировку, оказывается, в Минске не существует: у каждого района своя практика. Так, жителям Первомайского первым делом необходимо обратиться к главному архитектору района, имея при себе правоустанавливающие документы на квартиру и ведомость технических характеристик на квартиру.
Исходя из этих документов архитектор может прояснить ситуацию: возможно ли узаконить «самоволку», потребуется ли разработка проекта де-факто (если затронуты несущие стены, вероятнее всего, потребуется). Если главный архитектор района дает добро, гражданин выполняет согласования.
В ЖРЭО Ленинского района посоветовали сначала обратиться к главному инженеру ЖЭС и оговорить с ним время комиссионного обследования квартиры (в состав комиссии входят представители жилищной службы и администрации района). Специалисты скажут, можно узаконить перепланировку или нет. Если ответ положительный, гражданин должен будет обратиться в Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру для получения ведомости технических характеристик на квартиру и к проектировщикам, чтобы сделать техническое заключение. Далее – визит в администрацию района для подачи заявления и других сопутствующих документов.
Жителям Фрунзенского района надлежит сначала пройтись по инстанциям и получить ведомость технических характеристик и техническое заключение проектной организации на выполненную перепланировку, а затем, захватив с собой еще документы на квартиру, отправиться на прием к специалистам ЖРЭО. Изучив бумаги, они определят дальнейшие действия «самовольщика».

Александр ФИЛИППОВИЧ, «МК»