Дорога к храму

Синайское законодательство

Человек, созданный по образу Божьему, был призван к единению со своим Творцом. Причем не символическому, а реальному. Путь лежал через испытание свободы и соблюдение всего лишь одной заповеди: «Не вкушайте с древа познания добра и зла». Все другие нравственные законы уже были заложены в человеческой природе. Однако произошла страшнейшая трагедия. Дьявол в образе змея пробрался в Райский сад. Дальше вы знаете. Ева сама попробовала запретный плод и подтолкнула Адама к нарушению заповеди.
Действие греха было незамедлительным – у наших прародителей произошло своеобразное помутнение рассудка, они стали прятаться от Всевидящего Бога в кустах Райского сада. Вместо того чтобы просить прощения у Бога, они начали обвинять друг друга и даже самого Творца.
Почему же Адам с Евой все-таки не покаялись и не обратились сразу после падения к Создателю? Причина в грехе, который был не какой-то безобидной шалостью – подумаешь, яблоко съели… С вкушением запретного плода изменилась сама природа человека, для нее стало нестерпимым присутствие незапятнанного Бога. Как если бы кого-то, долго сидевшего в темноте, вывели на солнечный свет.

Десять Заповедей провозглашены самим Богом. Возвещенные в них истины просты, общедоступны и исполнены такого глубокого значения, что легли в основу не только человеческой морали, но и законодательства.

Грех же, однажды рожденный, превратился в ужасную заразную болезнь, передающуюся из поколения в поколение. Дошло до того, что нравственный закон (совесть) начал стираться из сердец. Человек стал терять образ Божий и уподобляться низшей твари.
Чтобы остановить эту деградацию и защитить человечество от безграничного действия греха, Бог вновь дает людям закон жизни – нравственный. Теперь в виде Десяти Заповедей.
Произошло это у горы Синай. По велению Божьему израильский народ строго постился, совершил ритуальное омовение. К знаменательному дню подготовили и саму гору. Ее, как символ непреступной славы Божьей, оградили особой чертой, которую людям запрещено было пересекать, а случайно забредших животных следовало убить копьями или стрелами из лука, не переступая саму черту. Народ ждал и молился. Утром на третий день густое облако окутало вершину, молнии пронизывали гору, превращая ее в огненную печь, загрохотал гром. В шуме разбушевавшейся стихии раздался голос Божий, произносивший заповеди. Затем Господь начертал Десять Слов (Заповедей) на двух каменных плитах – Скрижалях Завета – и передал их Моисею. Слова эти были просты, общедоступны и исполнены такого глубокого значения, что легли в основу не только человеческой морали, но и законодательства.
Путь возвращения к Богу был сложным, и люди не раз сворачивали на скользкую дорожку. Не успел Моисей спуститься со скрижалями в руках с Синайской горы после сорокадневного пребывания на ней, как увидел народ (который еще недавно в трепете внимал Словам Божьим) пляшущим вокруг Золотого тельца. Такое скорое падение до того обескуражило Моисея, что в порыве гнева он разбил скрижали о скалу. Однако и в этот раз после всеобщего раскаяния Бог простил свой народ и велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали с Десятью Заповедями.
Справедливости ради отметим, что в древности были проблески высшего нравственного учения, но они обычно становились достоянием лишь немногих возвышенных умов и не достигали народных масс, поскольку проповедовались в виде отвлеченных догм и не имели божественной санкции. Десятисловие же провозглашено самим Богом, и возвещенные в нем истины стали достоянием не только израильского народа, но и всего человечества.
Десятисловие – основа, на которой строятся Евангельские заповеди любви и милосердия. В то же время Синайское законодательство является мерилом, или, лучше сказать, оградой, нашей совести. Да, именно так, защитой и оградой от греха.

Читайте также:  Книга жизни

Десять Заповедей
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исход, глава 20, стих 1-17.)