Дорога к храму

И других богов да не будет

Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Так звучит первая и главная из Десяти Заповедей. Однако на беглый взгляд не до конца понятно ее главенство. Ведь она, по сути дела, не содержит никаких моральных и этических установок. Да и в исторический контекст тех давних времен (XIII век до нашей эры) никак не вписывается. В годы, когда практически у всех народов были обширные и развитые пантеоны, когда проповедовалось уважение к чужим богам, иудеям предписывается почитание и поклонение только одному Единому Богу.

Узнавая или читая о высотах нравственности, мы сами совершенствуемся. И наоборот: знакомясь с развратной информацией, незаметно для себя развращаемся и деградируем.

Почему же так важна эта заповедь и в чем ее суть?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно немного ознакомиться с историей господствовавших языческих верований. Возьмем, к примеру, знакомую многим древнегреческую мифологию. Взаимоотношения жителей Олимпа буквально обескураживают. Так, Уран, боясь погибнуть от рук своих детей, возвращал их снова в недра земли (Геи). Его так называемая супруга Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила вновь родившегося сына Кроноса оскопить своего отца. Так младший отпрыск стал верховным богом на горе Олимп. Однако и он был свергнут подобным же образом своим сыном Зевсом. Поколение богов, подчинявшихся Зевсу, тоже, как известно, не отличалось высотой нравственных принципов…
Похожая ситуация была и в пантеоне непосредственных соседей еврейского народа — финикийцев. Их верховный бог Ваал предстает в образе весьма аморального существа, регулярно прелюбодействующего с родной сестрой. Другой важный бог финикийцев Эл убивает своих сына и дочь, оскопляет отца, сбрасывает в глубь земли родного брата. Еще один бог Молох, чей культ пользовался особой популярностью, был настолько жесток и прожорлив, что требовал себе в жертву детей.
Жестокость, коварство, развращенность, мстительность и зависть были присущи подавляющему большинству божеств Месопотамии, Египта, Вавилона и Индии. Их поведение — яркая иллюстрация семи смертных грехов. И не случайно само понятие греха практически отсутствует в религиях древнего мира.
Еcли такой низкий уровень нравственности был у тех, кого обожествляли и кому поклонялись, то о каких высотах морали могла идти речь среди народа?! Чему могли научить такие «боги»? Только одному — безнравственности. Потому-то так строго и звучат слова первой заповеди: «Да не будет у тебя других богов!», а вместе с ними да не будет у тебя разгула страстей и пороков!

Грехи против первой заповеди: пренебрежение делом познания Бога и холодность к Нему, как следствие — безбожие (атеизм), многобожие, неверие, суеверия, отречение от веры, отчаяние и уклонение в ересь.

Несомненно, что Бог (или языческие боги) как объект почитания имеет непосредственное влияние на поклоняющихся ему людей. Поэтому очень важным призывом первой заповеди является познание Истинного Бога (знание о Боге) и сознательное его почитание.
Простой пример: узнаем мы хорошую новость, и настроение поднимается; сказали нам о чем-то плохом — и мы тут же опечалились. В этом случае знание влияет на наше настроение. С другой стороны, узнавая или читая о высотах нравственности, мы сами совершенствуемся. И наоборот: знакомясь с развратной информацией, мы незаметно для себя развращаемся и деградируем. А есть знание, которое коренным образом меняет нашу жизнь, — это знание добра и зла. Действует оно поразительным образом, изменяя нас либо в лучшую сторону, либо в худшую.
Первая заповедь дает основное направление умственной и волевой деятельности человека, чем закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта заповедь занимает главенствующее место среди других. Она устремляет наш духовный взор к Богу. А если Бог существо высшее и совершенное, без изъянов и плотских страстей, то и люди должны стремиться к такому идеалу. То есть вера лежит в основе нравственности.
В наше время первая заповедь так же актуальна, как много тысяч лет тому назад. Современный человек перегружен всякими знаниями, а о Боге и Его участии в своей жизни часто имеет весьма смутное представление.
Первой заповедью Господь призывает просвещать наш ум божественными истинами — чтением Священного Писания, размышлением о Боге и о цели нашей жизни.
Грехами против первой заповеди считаются пренебрежение делом познания Бога и холодность к Нему, что порождает грехи ума: безбожие (атеизм), многобожие, неверие, суеверия, отречение от веры, отчаяние и уклонение в ересь.
Мы порой не придаем особого значения умственным грехам, однако следует знать, что грехи ума сложнее и изощреннее грехов телесных. От первых гораздо труднее избавиться. Вот почему церковь всегда с особой энергией выступает в защиту чистоты веры и ума.