Культура

Современник в рыцарских доспехах

Было представлено около трех десятков работ молодых художников из Беларуси и Германии. Предшественником жанра, в котором созданы эти полотна, служит парадный рыцарский портрет, который был популярен на землях Великого княжества Литовского. В XV-XVIII веках этот жанр в изобразительном искусстве отражал общую идеологию сарматизма. Согласно ей шляхта считалась потомками племен сарматов, которые еще до новой эры населяли причерноморские степи, а потом ушли на север и исчезли с исторической арены. На сарматском портрете человек изображался по заданной схеме: в парадной одежде, в окружении предметов, которые отражали внутренний мир позировавшего, его характер. Антураж также позволял узнать о принадлежности данной личности к тому или иному сословию, о положении в обществе.
Эволюция сарматского портрета произошла в конце минувшего века. Новый жанр сохранил основные черты предшественника и стал проникать в другие стили современной живописи. Большая заслуга в этом принадлежит белорусскому рыцарскому клубу «Железный волк» и отечественным живописцам Андрею Николаеву, Андрею Елизарову, Валерию Ивашкевичу, Юлии Шайковой.
— Тяга к отечественной истории, а также ко всему новому и стала первым толчком к тому, чтобы возродить сарматский портрет, — сказал корреспонденту «МК» руководитель проекта Андрей Николаев. — Мне удалось объединить увлеченных единомышленников в небольшую группу. Первую подобную выставку мы устроили в 2003 году в Полоцком государственном университете. Работы показывали и в Витебской ратуше. И логическим продолжением стал минский музей. Участвовали в зарубежных проектах. А недавно неосарматскими портретами, написанными нашими художниками, заинтересовалась одна из варшавских галерей.

Константин СТОЛЯРЧУК, «МК»