Перекресток

Нажми на кнопку, получишь результат

Недавно заложником похожей ситуации оказался и я. На Юго-Западе вовсю идет строительство метро. Маршруты городского транспорта нередко меняются. Как тут не запутаться? Сел спокойно в привычный автобус, еду. На нужной остановке приготовился к выходу. Смотрю, а водитель и не думает тормозить. Оказывается, остановки-то здесь уже и нет давно, а следующая – за тридевять земель. Что делать? Жму на кнопку «Требование остановки». Раз, второй… Красная лампочка мигает в салоне водителя, да только тот и не собирается реагировать – держит путь дальше. «Добрым словом» я его еще долго вспоминал. И решил выяснить: для каких целей в городском общественном транспорте предусмотрена та самая красная кнопка? Кто, где и в каких случаях имеет право ею воспользоваться? Казалось бы, вопросы несложные. Но вот ответ на них вполне ясный и четкий найти, к сожалению, оказалось не так просто.
В автопарке № 5, что на улице Гурского, куда я обратился за комментарием, меня отослали к специалистам отдела перевозок. Сотрудница пояснила: кнопка «Требование остановки» необходима, как правило, только на пригородных маршрутах, где есть остановки по требованию (интересно, а троллейбусы пригородные в столице тоже бывают?), а в городе она не используется. Водителю ехать нужно исключительно по утвержденному маршруту.
– Ведь не сможет он вам остановить машину, к примеру, во время движения по второй полосе, – резонно заметила женщина.
И тут же дополнила: водитель тоже человек и в ситуацию может вникнуть, если пассажиру плохо стало или еще что-то случилось.
На предприятии «Столичный транспорт и связь» поначалу вообще порекомендовали с этим вопросом обратиться… на завод-изготовитель. По словам одного из сотрудников отдела формирования маршрутной сети, водитель будет абсолютно прав, не остановившись, если вы просите его об этом, на непредусмотренной маршрутом остановке или там, где таковой вообще не имеется. Невзирая на причины, побудившие вас это сделать.
Зачем же тогда нужна кнопка? Оказывается, она «предусматривает требование остановки, которая предусмотрена». Вот, к примеру, такая ситуация: едете в вечернее время, когда пассажиропоток низкий и нет необходимости открывать все двери – водитель притормаживает на остановке, видит, что никто не входит, и следует дальше, а вы в это время, замешкавшись, приближаетесь к выходу – в этом случае вправе воспользоваться кнопкой. Аналогичная ситуация может произойти в автобусах-гармошках, где вас, стоящего у последних дверей, водитель в зеркало может не разглядеть.
– А в остальных случаях все просто, – уверяет меня собеседник, – раз не предусмотрена посадка и высадка, значит и остановок быть не должно. Перепутали маршрут – следуйте до ближайшей остановки и пересаживайтесь.
Зазевались, опоздали – тоже ваши заботы, резюмировали в УП «Столичный транспорт и связь». Кроме того, находится много шутников, которые не прочь подействовать на нервы водителю – нажимают на эту кнопку и не выходят.
Начальник производственно-технического отдела КУП «Минсктранс» Александр Шкуратов рассказал, что существуют Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров от 30 июня 2008 года № 972. Например, в разделе обязанностей пассажира есть пункт: заблаговременно известить водителя о необходимости остановки пассажирского автомобильного транспортного средства при наличии на маршруте остановки по требованию. В то же время в правилах записано, что пассажиру запрещается во время движения отвлекать водителя от управления пассажирским автомобильным транспортным средством, открывать двери до его полной остановки, мешать их открытию или закрытию, а также вмешиваться в управление транспортным средством, кроме ситуаций, направленных на предотвращение несчастного случая, пользоваться аварийным оборудованием пассажирского автотранспортного средства в ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью людей. Как рассказал Александр Петрович, в правилах есть и пункт, гласящий, что при автомобильной перевозке пассажиров в регулярном сообщении обеспечивается движение строго по маршруту с посадкой-высадкой пассажиров в установленных для этого местах после полной остановки. При вынужденной посадке-высадке в других местах обеспечивается отсутствие помех другим транспортным средствам и пешеходам. Начинать движение можно только с закрытыми дверями и открывать их только для посадки-высадки на остановках.
Кстати, на вопрос, как действовать, если в автобусе кому-то стало плохо или в салоне происходит драка, ответ найти не удалось. Разумеется, запретить нажимать на кнопку и требовать остановку никто не может, но отреагирует ли водитель? Вопрос, пожалуй, риторический.
Никто не спорит, городской транспорт – это не такси. Он не должен останавливаться там, где каждому взбредет в голову. Но, с другой стороны, сложно предусмотреть все возможные ситуации. Странно все-таки, что в правилах нет предельно четкого пояснения относительно данной кнопки. Если она, как выяснилось в беседе, действует только на маршрутах, где есть остановка по требованию, тогда почему же в троллейбусах над дверью висит табличка: «При необходимости выхода нажмите на кнопку»?..

Читайте также:  Безопасный маршрут