Культура

Как выжить бедному артисту?

Не уйти в минус…
Логично было бы предположить, что самый большой доход приносят сольные концерты в больших залах. Но…
– Для редкого белорусского исполнителя сольник проходит в плюс. В лучшем случае удается лишь вернуть затраты, – рассказала пиар-менеджер Елена, работающая с группой отечественных исполнителей. – Чаще, готовя сольный концерт, артист рискует уйти в минус, показывая при этом себя с лучшей стороны. Ведь он платит за подтанцовку, музыкантов, оформление сцены…Такая программа стоит от 20 миллионов рублей и выше. Для многих артистов это непозволительная роскошь. Ведь далеко не каждый поклонник сегодня готов выложить за билет на концерт пусть и не очень большие деньги, и потому собрать полный зал удается немногим певцам.
В последнее время наши артисты склонны объяснять невысокий к ним интерес публики наплывом в Минск зарубежных коллег.
– Но тот же Энрике Иглесиас не виноват в том, что на некоторых белорусских артистов зритель идет неохотно, – считает Елена. – Дело еще и в нашем отношении к своим исполнителям. Беларусь – страна маленькая, у нас все рядом. Многие зрители думают: зачем мне идти на концерт белорусского певца, если артиста можно увидеть по телевидению или встретить на улице?! Другое дело иностранная звезда. Иглесиас приехал издалека, когда его еще увидишь…

Ах, где же вы, корпоративы?
До недавнего времени основным доходом музыкантов, певцов не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве были корпоративы. Сегодня почти все артисты с сожалением вздыхают: с начала года количество предложений спеть на днях рождения, свадьбах, девичниках сократилось примерно вдвое. Самих корпоративных вечеринок, может, и не поубавилось, но на исполнителях теперь предпочитают экономить.
Так же обстоят дела и у артистов, выступающих в клубах и ресторанах.
– Конечно, многие поп-команды и сегодня достаточно неплохо зарабатывают в таких заведениях, – продолжает Елена. – Их творчество хорошо отвечает требованиям посетителей. Однако нужно учитывать, что в связи с кризисом некоторые клубы закрылись. Раньше для поднятия имиджа они могли пригласить артиста или группу за свой счет. Теперь же ситуация другая. Им порой говорят: «Соберется зал – поделим прибыль, нет – не взыщите…»
Кризис ударил не только по числу корпоративов, но и по размерам гонораров артистов. И здесь у них выбор невелик: либо соглашаться выступать за меньшие деньги, либо держать марку, не выходить за пределы своего имиджа и… мириться с уменьшением количества приглашений. Словом, и так нехорошо, и эдак плохо. Впрочем, имидж на хлеб не намажешь, и наши артисты – кто втихаря, кто не скрывая – соглашаются на уступки.

Читайте также:  Ленин многоликий

Доходы людей упали. И концерты нередко отменяются, если продано меньше половины билетов.

Я спою вам за… бензин
Еще один способ заработка для артистов – участие в сборных концертах, к примеру, по случаю праздника. А также гастроли по городам и весям республики; правда, с этим ситуация ныне плачевная.
– Доходы людей упали. И концерты нередко отменяются, если продано меньше половины билетов, – говорит Елена. – Раньше артисты заранее требовали определенную сумму гонорара, а теперь согласны работать «за кассу». Случается, приходится выступать даже за бензин, чтобы вернуться из гастрольного тура. Впрочем, есть когорта исполнителей, примерно с десяток, которым кризис нипочем, – уверяет пиар-менеджер. – Они продолжают выступать с гастролями по стране и собирают полные залы. Например, Алексей Хлестов, всегда отличавшийся невероятной работоспособностью и ухитрявшийся в один день выступать в разных странах. Востребованы Инна Афанасьева, Ирина Дорофеева, группа «J:Moрс»…
Звезды белорусской эстрады не так много зарабатывают на концертах. Цены на билеты за пределами столицы невелики. Спасает только то, что в туре можно объехать несколько городов и дать 10-15 концертов.
Летом, в мертвый сезон, многие исполнители поправляют свое материальное положение тем, что выступают в санаториях. Правда, и здесь есть своя обойма, в которой конкурентам совсем не рады. Ранее некоторые артисты активно ездили на гастроли в ближнее зарубежье – в Украину и Россию. Сегодня приглашений значительно меньше.
– Словом, для белорусских исполнителей наступили непростые времена, – подводит итог Елена. – Приходится действовать нестандартно. Конкуренция повысилась, выживут лишь сильнейшие, имеющие хорошую программу, базу, что и позволит им сохранить аудиторию. Пришло время доказывать свою творческую состоятельность…

Из первых уст
Юлия Полтавская, пиар-менеджер продюсерского центра «Спамаш»:
– В начале 2009-го заказов на наших артистов было меньше, чем в другие годы. Но сегодня ситуация изменилась – мы наблюдаем всплеск интереса. Это результат проведенной в нашем центре реорганизации и изменения стратегии. Мы остановились на трех артистах, в которых будем вкладывать средства. Провели хорошую рекламную кампанию и получили отдачу.

Ольга МИХАЙЛОВА, «МК»