Дорога к храму

Да святится Имя Твое

Имя в современном обществе, пожалуй, не более чем набор звуков и букв, необходимый для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый носит имя, однако нередко люди даже не знают, что означают их имена.
В древности же к имени относились не просто как к опознавательному знаку, но как к таинственному символу, который указывает на основные черты его обладателя и находится с ним в прямой связи. В язычестве нередко настоящее имя пытались скрывать, поскольку считалось, если знаешь настоящее имя божества или человека, то можно им управлять — такой мистикой были окутаны имена.
В библейской традиции Ветхого и Нового Заветов дело обстоит иначе. Господь открывает людям свое Имя, но заповедует благоговейное к нему (имени) отношение. Из истории ветхозаветного израильского народа мы узнаем, что израильтяне старались вообще не произносить Имя Божье, чтобы ни в коем случае не нарушить третью заповедь.
Не только Имя Божье, но и Слово, Им произнесенное, обладает особым значением и силой. Открывая Библию, в первой же ее главе (книга Бытия) мы встречаемся с творческой силой Слова Божьего — все творение производится посредством Слова: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью… И сказал Бог: да будет твердь посреди воды… И назвал Бог твердь небом… И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и явится суша… И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями…»
В первых строках Евангелия от Иоанна мы находим подтверждение творческой силы Слова Божьего: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть…»
Имя — своеобразное выражение сущности того, кто его носит. Поэтому третья заповедь повелевает благоговейно относиться к Имени Божьему. Употребляя его понапрасну, а тем более кощунственно, мы коверкаем представление о Боге.
Имя Божье должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божьего повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии. Книга Деяний святых Апостолов повествует об изгнании бесов и многих чудесах, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божье следует употреблять осознанно — в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях.

Грехи против третьей заповеди: божба — легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божьего; богохульство — дерзкие слова против Бога; кощунство — неблагоговейное обращение со священными предметами; нарушение обетов, данных Богу; клятвопреступление и призвание Бога в свидетели в пустых житейских делах; поминание Бога в бесполезных разговорах и шутках.

Третья заповедь призывает нас осторожно и осмысленно относиться к тому, что и как мы говорим. Поскольку человек является образом и подобием Божьим, то и слово его имеет отголосок творческой силы Слова Божьего. Научно доказано, что любое наше слово несет определенную энергию, которая может действовать созидательно или же разрушительно. Говорим мы добрые слова людям, желаем им хорошего или в молитве предстоим перед Богом — и слово наше уподобляется созидательному творческому Слову Божьему. И наоборот, кого-то злословим, ругаем, посылаем проклятие — и слово наше действует разрушительно, уподобляясь бесовскому.
Таким образом, наши слова — не простое колебание воздуха, а проявление нашей сущности и приобщение к свету, добру и Богу или же к тьме, злу и дьяволу. Необходимо давать себе в этом отчет перед тем, как произнести не только имя Божье, но и любое другое слово. Христос в Евангелии от Матфея говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». А народная мудрость гласит: «Слово — не воробей: вылетит, не поймаешь!»
Размышление о третьей заповеди хочется завершить строчкой Тютчева:
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…»

Татьяна БАТЮК, «МК»