День с «Курьером»

Когда молчание — золото

 Непраздные вопросы для тех, кто выбрал специальность продавца. Учащиеся Минского профессионально-технического колледжа торговли отвечают на них во время занятий. Помогает им преподаватель психологии и этики деловых отношений, победитель прошлогоднего конкурса «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Педагог-психолог» Людмила Астапович.
Стоящий за прилавком должен быть в какой-то степени актером, считает Людмила Васильевна. Каким бы ни было настроение, нужно улыбаться. И уметь держать паузу. А еще быть тонким психологом. По интонации, взгляду понять, какой покупатель перед ним. Продавец сталкивается с огромным потоком людей. Все они разные. Одному хочется, чтобы на него обратили внимание сразу, другой желает посмотреть товар сам. Одному достаточно одобрительного кивка, другому нужно рассказать о товаре подробно. Но при этом быть ненавязчивым. Подходит вещь или нет? Покупатель ждет искреннего ответа. И здесь важна доброжелательность, а не критика. Надо уметь управлять собой. Когда кто-то приходит в магазин без настроения, виноватым во всем оказывается… продавец. Да, кипит внутри, но лучше промолчать, а не взрываться.
У Людмилы Васильевны два образования — филолог и психолог. Мысли, которые бы задели душу воспитанников, находит в книгах русских классиков. На ее занятиях невозможно отсидеться в сторонке.
Людмила Астапович готовит учащихся к тому, с чем им придется столкнуться в профессиональной жизни. Стрессовые ситуации отрабатываются во время тренингов. К примеру, покупатель не в духе. Ему подавай лимоны круглые, а не продолговатые. И чтобы кожура у них была гладкая. И цвета золотистого. Привереда сознательно накаляет обстановку. Но психологически зрелый продавец способен избежать конфликта. Он с пониманием выслушает и согласится. Нейтрально, без эмоций. Не повышая голоса.
Воспитанники Людмилы Астапович единодушны: продавец должен вовремя сориентироваться. Он не только помогает выбрать покупку, но и умеет работать с людьми. Если стоящий за прилавком обходителен, корректен, то все вокруг в нем души не чают. И тогда покупка в радость.
— Помните, как раньше говорили? Будешь плохо учиться — пойдешь в торговлю. Но сейчас эта фраза потеряла смысл, — рассуждает Людмила Астапович. — Требования к продавцу высокие. Он лицо города. Гости столицы судят о минчанах и по тому, кого и что они видят в магазинах.
Выпускники столичного колледжа торговли нарасхват. Почему? Здесь созданы условия, позволяющие каждому учащемуся не только усваивать знания, но и раскрыться как личность. Здесь два хореографических коллектива — эстрадного и народного танца; студия вокала. Бывает, поступают девчонки и мальчишки, которые не занимались в кружках и ни сном ни духом не знали о своих талантах. А в колледже их заметили.
Учащиеся побеждают в городских спортивных состязаниях;  ребята коммуникабельны, быстро адаптируются к среде, в которую попадают, умеют себя проявить.

Галина МАЛАХОВСКАЯ, «МК»