День с «Курьером»

Эра покупателя

Под удар в первую очередь попали бутики и дорогие салоны.
— Недавно владелец одного известного магазина одежды признался, что у него с начала года продана всего одна вещь, — рассказывает консультант по розничной торговле, тренер по мерчандайзингу Екатерина Богачева. — Другой владелец бутика объявил о 80-процентных скидках на весь товар — нужно платить по кредиту. Большинство таких магазинов пока не закрылось, но новые коллекции не завозят, и это значит, что покупатель из них уходит. Клиенты бутиков, состоятельные люди, по-прежнему отдают предпочтение дорогим и качественным вещам — но уже гораздо в меньшем количестве. А все потому, что у нас цены на такой товар не просто высокие — они запредельные. Владельцы говорят, что это связано с таможенными пошлинами, арендой.
В торговых центрах города ситуация иная, но… Предприниматель Галина, торгующая коллекционной детской одеждой и обувью в Сухарево, призналась, что продажи упали у всех ее коллег. У нее же доходы сократились с начала этого года примерно на 30 процентов.
— Постоянные покупатели остались, — говорит Галина. — А те, кто приобретали такой товар по случаю, ушли, переключились на более дешевый. В общем, большие прибыли закончились.

Падение продаж произошло везде и примерно в одной степени — на 20-30 процентов. По данным одного из крупнейших столичных агентств недвижимости, цены на аренду торговых мест в Минске хоть и ползут вниз, но все равно высокие.

На разных рынках города ситуация разная. В Ждановичах, к примеру, посещаемость выше, а товарооборот ниже. В Малиновке наоборот.
Падение продаж произошло везде и примерно в одной степени — на 20-30 процентов.
По данным одного из крупнейших столичных агентств недвижимости, цены на аренду торговых мест в Минске хоть и ползут вниз, но все равно высокие. А ведь ставка аренды — самая главная издержка, которая вкладывается в розничную цену товара и в результате ложится на плечи покупателя.
По мнению Екатерины Богачевой, многие владельцы торговых площадей психологически не готовы осознать, что уже нет очереди желающих взять торговые места в аренду. Конечно, пока еще спрос на торговые помещения в столице держится. Но те объекты, которые уступают в своем месторасположении, уже начинают терять арендаторов. Так, например, новый торговый центр на проспекте Дзержинского за год работы так и не смог заполнить вакантные места. Почему? Его построили, не изучив местность, плотность населения близлежащих кварталов, считает Екатерина Богачева. Вокруг частный сектор и старые пятиэтажки. Хоть рядом и насыщенные транспортом улицы, у ТЦ нет удобных подъездных путей — левый поворот и разворот по дороге из центра в спальные районы. Плюс закрытие проспекта Дзержинского в связи со строительством метро — катастрофа для владельцев центра.
Поскольку главный определяющий фактор для потребителя сегодня — цена товара, магазины города все чаще проводят акции с этим акцентом: распродажи, скидки на продукцию собственного производства, за количество покупок… Но процесс этот идет пока еще медленно.
— Продавцы предпочитают ждать: та же одежда может лежать на полках лет десять, потихоньку продаваться, а владелец будет в «медленном плюсе», — говорит Екатерина Богачева. — Поэтому мы и не видим хороших скидок ни в бутиках, ни в гипермаркетах, ни на рынках…
Торговле, конечно, можно посочувствовать. Но, хотим мы этого или нет, в условиях кризиса надо учиться выживать. И, по мнению специалистов, выбранная многими нашими торговыми предприятиями стратегия не всегда правильная.
— Когда я рассказывал бизнесменам в Прибалтике о том, что в Минске в магазине площадью 600 квадратов может работать более 100 человек, мне не верили, — рассказывает генеральный директор столичной консалтинговой компании Максим Недякин. — У них и 35 продавцов слишком много. А у нас, увы, еще много магазинов, где работают по старинке.
Специалисты убеждены: сейчас у розничной сети одно спасение: максимально задействовать каждый квадратный метр площадей, улучшить планировку, изучить, наконец, мерчандайзинг, правильно управлять ассортиментом, и — самое главное — уделить все внимание сервису.
Именно сейчас наступает эра покупателя.

Голосуем рублем
По данным социологических исследований, свыше половины минчан в последние месяцы стали покупать более дешевые продукты питания и предметы первой необходимости. В экономном режиме начали жить в основном те, кому больше 60 лет, и те, кому сейчас от 40 до 49. Тех, кто из-за кризиса не перешел на дешевые товары, больше среди молодежи в возрасте
18-24 лет. Белорусы сокращают расходы на одежду и обувь. При этом, по данным совместных исследований социологов России, Украины и Беларуси, среди жителей этих стран белорусы сейчас — самые транжиры. Экономисты объясняют это уверенностью в завтрашнем дне, психологи — историческими корнями психологии выживания.
— Сегодня наблюдаем и такое явление, как покупательская депрессия, — говорит Екатерина Богачева. — Есть люди, которые не спешат расставаться в магазинах с деньгами не потому, что их нет, а потому что не хочется покупать. Согласно исследованиям мировых агентств, наиболее заметные изменения произошли в списке самых популярных способов реализации свободных денег. Впервые в числе лидеров — накопление. Сегодня тратят только на самое необходимое.

Ольга МИХАЙЛОВА, «МК»