День с «Курьером»

Когда Меркурий отдыхает

 В магазине будущего прежде всего есть что угодно. А товар едва ли не сам в кошелку запрыгивает. И никаких очередей. А еще все вокруг — продавцы, охранники, уборщицы и даже сам директор — мне улыбаются, под ручку сопровождают, подсказывают да еще вслед долго кланяются: мол, спасибо за покупку, мы без вас уже соскучились.
Фантастика? Вот и нет. Такой магазин уже есть. Что это за диво такое — стоит рассказать поподробнее.
Покупатель в черном плаще и шляпе заходит в супермаркет, берет с полок товары, распихивает их по карманам и спокойно выходит через двери. Через несколько секунд его догоняет охранник. Чтобы отдать чек. Таков сюжет рекламного ролика о магазине будущего. Магазин, где мировые лидеры в сфере торговли обкатывают свои революционные идеи, существует в маленьком немецком городке Рейнберг. Что там? Вдохните поглубже и задержите дыхание. При входе в магазин покупателя встречает электронное табло и приветствует его. Любезная электроника показывает покупателю список покупок, которые он сделал при предыдущем посещении, а также перечень товаров, которые как раз сегодня продаются со скидками. Но и это не все. Чтоб горячо любимый покупатель сберег свое время, на табло появляется карта с указанием кратчайшего пути к необходимому товару. На каждой торговой тележке установлен миниатюрный компьютер, оборудованный сенсорным дисплеем со встроенным сканером. Последний дает возможность самостоятельно сканировать покупки, чтобы быстрее оплатить их на кассе. Информация о покупках передается по беспроводной локальной сети на кассовый терминал. Здесь покупатель сообщает электронному кассиру номер своего PSA (особый код для взаиморасчетов через компьютер) и оплачивает покупки, не вынимая их из тележки. Также через компьютер на тележке можно связаться с домашним «интеллектуальным» холодильником, который предоставит сведения о продуктах, которые в настоящее время в нем находятся. Умный холодильный ящик знает о предпочтениях своего хозяина и может напомнить ему, например, что бутылка шампанского в нем есть, но пить благородный напиток без клубники — дурной тон и не худо бы такой фрукт прикупить.
Делать в таком магазине покупки можно весело и непринужденно. Для того здесь создана соответствующая атмосфера. Например, звуковое оформление стеллажей с продуктами. Так, перед каждым включением системы обрызгивания овощей холодной водой раздаются раскаты грома и шум ливня. Секция, где продаются яйца, озвучена кудахтаньем, молочный отдел — мычанием, мясной оглашают хрюканье и блеяние. А еще рядом с продуктами расположены информационные киоски. Как только покупатель приближается к той или иной торговой стойке, запускается видеореклама расположенных здесь продуктов.
Ну, как? Удалось выдохнуть? Так это я еще не рассказал, как в таком магазине организованы поставки, учет, хранение. Тоже, доложу вам, орбитальный комплекс с пристыкованным к нему шаттлом «Эндевор». Но, повторяю, такой магазин уже есть. Правда, увы, не в нашей столице.
Но почему бы не попробовать отыскать хотя бы приметы такого магазина будущего в Минске?
Отправляюсь в путь, заранее облегчив себе задачу — достаточно просто хорошего ассортимента товаров, просторного светлого зала, удобного расположения в нем прилавков и стеллажей и, конечно, улыбчивых продавцов.
Не так давно в столице открылся дискаунтер. Кто еще не знает, это такой магазин с системой скидок, для нас пока еще не привычной. Упрощенно выглядит она так: утром и в рабочие дни многие товары существенно дешевле, чем в вечерние часы и выходные дни. О подобной системе скидок я раньше читал только в газетных разделах «Дальнее зарубежье» и, признаться, завидовал тамошним жителям, узнавая, что вечером апельсин можно купить дешевле, чем утром, а еще через день его можно взять и вовсе за символическую плату. А теперь и у нас такое есть. Правда, система довольно хитрая. Как бы это помягче назвать — провокационная, что ли? Чтобы угнаться за дешевизной, надо… прогулять часть рабочего времени. А в остальном очень даже хорошая система. Выгодная.
Особо стоит отметить оснащение дискаунтеров. Например, современное холодильное оборудование убеждает покупателя в полной сохранности продукта на его собственной, простите, шкуре. Пять минут в колбасном отделе — и начинаешь ностальгировать о летнем зное. Еще одно очень полезное приспособление — система распознавания цены продуктов. Товаров в магазине много, и на каждый ценник не прицепишь. Опять же цифры на них постоянно меняются из-за тех же скидок. Чтобы покупатель не метался по торговому залу, оглашая его возгласами: «Почем у вас сегодня морковка?!», установлены электронные приборчики размером с почтовый ящик. Подносишь к такому ящичку штрих-код выбранного товара — и через мгновение, удовлетворенный, отправляешь продукт в свою корзину.
Идем дальше. Вежливость и внимание к покупателю — закон торговли, стоящий в одном ряду со свежестью и качеством товара. Без улыбки торга нет — это уже давно поняли во всем мире. У нас только-только начинают осознавать. Получается пока не очень хорошо, потому что трудно многолетнюю угрюмость враз переделать в искреннее радушие.
Но положительные примеры все же есть. Вот магазин модной одежды на проспекте Машерова. Открылся он недавно. Продавцы здесь не назойливы, действуют спокойно, уверенно, грамотно: и нужный товар помогут подобрать, и вещички в примерочную отнесут, и совет толковый дадут, если таковой от них потребуется.

На выставке торгового оборудования в Ганновере (Германия) показали умную комнату для переодевания в магазинах одежды. Комната сканирует тело человека и сама создает картинку того, как будет выглядеть покупатель в выбранной одежде. Ждите, модницы, ваше время вот-вот придет.

Конечно же, сосредоточие всех означенных выше достоинств проще всего найти в крупных торговых центрах. Зашел в такой — и можешь бродить по нему целый день. Словом, рай для шопингоманов. Как, например, в одном из них, неподалеку от МКАД возле жилого района Зеленый Луг. Купить здесь можно всё. Или почти всё — от глазированного сырка до новехонького автомобиля. Опять же, сопутствующий сервис. Так, например, поход в такой торговый центр с ребенком не превратиться в пытку для него и родителей. Чадо к обоюдному удовольствию можно «сдать» в специальную комнату, где время для него пройдет быстро, увлекательно, с пользой для души и тела. Взрослые тем временем смогут спокойно совершить забег по бутикам и продмагу. А утомившись, присесть за столик одного из многочисленных кафе, коих здесь на любой вкус и размер кошелька. Про вежливый персонал, почти незаметную службу безопасности и бесплатную парковку можно подробно и не рассказывать. Подобные элементы сервиса — неотъемлемая часть современного торгового комплекса.
…Прогулка по столичным магазинам завершилась простым и ясным пожеланием: когда-нибудь увидеть магазин, где бы все разбросанные по разным торговым объектам приметы будущего слились воедино. Сделать это на самом деле не так уж трудно…

Михаил МИХАЙЛОВ, «МК»