Дорога к храму

Ваша церковь

Молитвенный зал отделен от алтаря иконостасом, в котором сделаны три двери. Самые большие, средние, носят название Царских врат, потому что Сам Господь, Царь Славы, шествует через них в Святых Дарах. Этими вратами никому не разрешается проходить кроме священнослужителей. На створках Царских врат изображают Благовещение Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Сверху помещают икону Тайной вечери.
Справа от Царских врат всегда можно увидеть образ Спасителя, слева — Божьей Матери. С обеих сторон от этих икон — боковые двери с изображениями архангелов Михаила и Гавриила, либо первых диаконов христианской церкви Стефана и Филиппа, либо ветхозаветного первосвященника Аарона и пророка Моисея. Эти двери называют диаконскими, поскольку во время службы именно через них чаще всего проходят диаконы.
Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, то во втором снизу по сторонам от изображения Тайной вечери располагают иконы двунадесятых праздников: Рождество, Крещение, Преображение… Это так называемый праздничный ряд иконостаса.
В третьем ряду — образы апостолов, а посередине — Христос в царском или архиерейском одеянии, иногда со стоящими рядом Богородицей справа и Иоанном Предтечей слева. В четвертом ряду ставят иконы пророков, посредине — образ Богоматери с Младенцем. Выше — иконы ветхозаветных патриархов, святых, мучеников. На самом верху всегда можно увидеть крест с изображением на нем распятого Господа. Такой иконостас представляет нам всех небожителей, помогает узнавать историю Христовой церкви.

Иконостас представляет нам всех небожителей и помогает узнавать историю церкви.

Подобный большой иконостас сооружен, к примеру, в минском Свято-Петропавловском соборе, что на углу улиц Немиги и Раковской. В этом храме три придела, следовательно, три иконостаса. Ознакомиться с их устройством можно в любой день с 8.00 до 20.00. А по выходным собор открывается еще раньше: в субботу — в 7.00, в воскресенье и дни церковных праздников — в 6.30.
Площадка перед иконостасом, на которую ведут несколько ступеней, — это солея (что значит «возвышение»), а самая ее середина — амвон. (восхождение). На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. С амвона священник говорит проповедь. Здесь же причащают верующих.

Татьяна БАТЮК, «МК»