История Минска

Улица, как тебя называть?

Главная улица города была названа так в честь первого гражданского губернатора Захария Эммануиловича Корнеева, занимавшего эту должность в 1796-1806 годах.
Вообще же с названиями долгое время существовала неразбериха. Многие, даже коренные минчане, не знали, как называется улица или переулок, на которых они проживали. Одна и та же улица часто именовалась по-разному, и, наоборот, многие носили одинаковые названия. Только Безымянных переулков было в 1911 году девятнадцать. Обычно о месте жительства говорили так: на земле Ваньковича, между Комаровкой и Переспой, по дороге к лютеранскому кладбищу, около артиллерийских казарм. Иногда улицы были больше известны под старыми названиями: Доминиканская вместо Петропавловской, Зборовая или Тюремная вместо Преображенской, Зыбицкая или Болотная вместо Торговой, Францисканская вместо Губернаторской, Батальонная вместо Скобелевской. Чтобы найти нужный дом, податным инспекторам и приезжим приходилось тратить иногда несколько дней.

В начале 1890-х годов в Минске насчитывалось около 140 улиц и переулков. К 1911-му их численность увеличилась до 305, а общая длина за тот же период возросла с 68 до 170 верст, в том числе замощенных с 27 до 80 верст.

Городские улицы мостились булыжником. В 1910 году началось асфальтирование. В центре можно было встретить бетонные и гранитные тротуары.
В управе накапливались целые тома с просьбами жителей о замощении улиц. Идя навстречу интересам местной буржуазии, городское управление благоустраивало в первую очередь те, что связывали промышленные и торговые предприятия с железнодорожными станциями, центральные, а также улицы, используемые военным интендантством. Важнейшие магистрали на окраинах власти пытались замостить за счет мелких домовладельцев, невзирая на то, что у тех даже после продажи всего имущества не хватило бы для этого средств. В 1890-х годах городское управление добилось разрешения взимать попудный сбор с грузов, прибывавших и отправлявшихся по железной дороге, за счет этого и устроило подъездные пути по Раковскому и Койдановскому тракту.
Подавляющее же большинство улиц окраин весной и осенью превращались в непролазное болото. Никогда не высыхавшие ямы с водой служили местом свалки нечистот, обветшалой утвари и одежды. В 1912 году газеты писали о таком курьезе: ассенизационный обоз попал в одну из луж, и, когда кучер пытался выбраться, содержимое бочки вылилось на улицу…
Ближе к центру местами были устроены деревянные тротуары, но настолько узкие, что на них с трудом расходились двое пешеходов. Хождение по таким тротуарам требовало особой осторожности, особенно в вечернее время. Хлюпавшие в грязи доски с торчавшими в них гвоздями превращались в капканы, рвавшие одежду и подошвы обуви.
В годы первой российской революции на улицах Минска проводились митинги и демонстрации, собирались члены революционных партий, чтобы обменяться мнениями, договориться о времени кружковых занятий, получить новую прокламацию и литературу. Каждая партия имела свое место встреч – так называемые биржи. На участке Захарьевской от Губернаторской до Богадельной направо встречались члены РСДРП, налево – бундовцы. На тротуаре правой стороны Губернаторской от Соборной площади – эсеры. Полиция знала о «биржах», но в толпе за революционерами трудно было уследить. Случалось и так, что сыщики убегали с разбитыми носами.
Любой крупный город начинается с железнодорожного вокзала. Их в Минске было два: Виленский и Брестский. Здание первого привлекало пассажиров красивой узорчатой кладкой из красного кирпича. Два двухэтажных корпуса, поставленные торцом к железнодорожному полотну, соединялись одноэтажной каменной галереей. Над корпусами возвышались две башенки, на которых по праздникам вывешивались флаги. Сейчас это железнодорожный вокзал Минск-Пассажирский, перестроенный и видоизмененный.
Брестский вокзал представлял собой большое деревянное здание с двухэтажной башней. В 1871 году он принял первый паровоз, прибывший в Минск. В июле 1920-го был полностью сожжен польскими оккупантами. После восстановления работал до 1928 года. На его месте (примерно) сейчас находится остановочный пункт «Институт культуры».

Читайте также:  Управленец-самоучка

Известный белорусский краевед М.Ф. Мельников предполагает, что в Минске был В.И. Ленин. Первый раз в сентябре 1895 года проездом из Вильно в Москву, а второй – 16 июля 1900-го, когда ехал в Варшаву. Документально это не подтверждается, хотя… Путь из Вильно в Москву по железной дороге лежал только через Минск. Варшавский поезд, следуя через Минск, имел в то время на Брестском вокзале длительную остановку.

Перед Виленским вокзалом находилась небольшая немощеная площадь. В 1905 году городская дума поддержала идею железнодорожников о сооружении здесь на средства города и общественных организаций памятника жертвам курловского расстрела. Впоследствии такой памятник был возведен на Привокзальной площади. Он представлял собой массивный крест на постаменте. С четырех сторон стояли столбики, соединенные обвисавшими цепями. Не сохранился…
Деловым и административным центром города являлась Соборная площадь (ныне площадь Свободы). Она служила местом военных парадов, торжественных шествий и панихид.
Троицкая площадь (ныне район Оперного театра), самая большая в городе, была вымощена булыжником. На ней устраивались базары. Название свое получила, очевидно, от костела Святой Троицы, построенного здесь в начале XVI века.
На Юбилейной площади собирались базары. Свое название получила от памятника, установленного католическим духовенством в 1826 году. Юбилей связан с историей христианства. В 1825-м отмечалось 1500-летие Никейского (Первого Вселенского) собора, утвердившего главные догмы и символы христианской веры. Папа римский Лев XII объявил этот год юбилейным. В белорусских костелах празднества проходили в 1826 году. Тогда же на окраине Минска появился и памятник, который дал площади название, сохранившееся до наших дней.
Площадь Конский рынок занимала треугольное пространство, образованное пересечением Красной улицы с Захарьевской (ныне район школы милиции). Название не случайное – на площади торговали лошадьми и рогатым скотом. Здесь же находился и дровяной рынок.
В Татарской слободе (ныне район кинотеатра «Москва») располагалась Татарская площадь, где огородники торговали зеленью.
Кошарская площадь находилась в приречной части Скобелевской (ныне Красноармейской) улицы. Это было место, где муштровались войска, проходили спортивные игры, проводились скачки.
Последние три площади отличались крайней неблагоустроенностью.

В 1890-х годах в центре города появились дощечки с названиями улиц. В 1905-м их заменили новыми – с надписями, выполненными большими белыми буквами на голубом фоне.

Захар ШИБЕКО