Культура

В стиле бхаратанатьяма

 Ольга увлеклась индийским танцем десять лет назад. Был творческий вечер Светланы Баркун, которая только что вернулась из Южной Индии с дипломом учебного центра в Калакшетре. Четыре года она обучалась искусству бхаратанатьяма. Профессиональная исполнительница показывала землякам мини-спектакли «Пушпанджали», «Шива», «Яшода и Гопал». Казалось, как это возможно?! Восхищали изящество движений, высокая исполнительская техника. Никакой манерности! Никаких случайных движений! Все отточено и продумано до мелочей.
И Ольга решила попробовать обучиться азам этого древнеиндийского искусства. С такой мыслью подошла к Светлане Баркун…
— Куда идет рука, туда следует глаз; куда устремляется глаз, там рождается мысль; куда направлена мысль, там — сердце; а где сердце — мелодия вечной любви. Классический индийский танец сложился на основе религиозных обрядов. Я постигала смысл каждой мудры. И это захватило меня, — вспоминает Ольга.
В то время она училась в медицинском колледже. Было трудно: днем приходилось грызть науку, а по вечерам допоздна репетировать. Ежедневные занятия предваряла часовая разминка. По системе «адаву» от простых упражнений девушка шла к более сложным, а от статичных фигур — к поворотам, прыжкам с различными комбинациями рук и ног. Три скорости исполнения каждого движения — необходимое условие обучения.
Наконец, первый выход на публику. Аларипу — танец, открывающий программу. Это ритуальное обращение к Ганешу, одному из богов индуистского пантеона, который символизирует собой удачу.
Танцевальные спектакли основаны на широко известных произведениях индусской классики. К примеру, «Радха и Шьям» повествует о том, как молодая девушка была тайно влюблена в пастушка. Однажды ее подружки позвали на берег реки Ямуна брахмана (индийского священника) и попросили помолиться за Радху. Уже через день пастушок лицом к лицу столкнулся с красавицей. Любовь вспыхнула в его сердце. Глубоким чувствам этой молодой четы посвящено много мини-спектаклей.
— Юная героиня сравнивается с олененком. Жесты девушки, робко прикрывающей лицо, — символ нерешительности и застенчивости. Соединенные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу. И наоборот, соединенные указательные пальцы — вражду. Покачивание головой и движение глаз — влюбленность, — увлеченно рассказывает собеседница.
Репертуар танцев Ольги Соколинской постепенно расширяется. Скоро она выйдет на сцену со спектаклем, поставленным по древнеиндийскому эпическому произведению «Рамаяна». На сцене вновь оживут истории о благочестивом царе Раме и его красавице жене Сите.
— Я люблю индийскую культуру, живу ею. Музыка, движения, мимика — всё в гармонии. А «Рамаяна» глубоко вошла в мою жизнь. Сына назвала Раманом в честь древнеиндийского царя, — призналась Ольга.

Галина МАЛАХОВСКАЯ, «МК»