Культура

Минск «Песняров»

 Можно совершить экскурсию по столице, так и назвав маршрут – «Минск «Песняров». И первая точка на карте города – Дом офицеров.
Много лет его сцена была главной театрально-концертной площадкой белорусской столицы. Именно сюда в 1965 году едва ли не каждый день на репетицию военного оркестра при штабе Белорусского военного округа приходили трое солдат срочной службы – Володя Мулявин, Влад Мисевич и Саша Демешко. Наверное, здесь, за кулисами зрительного зала Дома офицеров, в паузах между репетициями военных маршей и разрешенной классики – пока не видит и, главное, не слышит строгое армейское начальство – подбирались первые аккорды будущих всенародно любимых хитов.
Но до появления феномена под названием «Песняры» было еще далеко. И мы держим путь дальше.
Площадь Якуба Коласа и знакомая каждому минчанину колоннада здания Белгос-филармонии… Отслужив срочную, трое друзей устроились сюда на работу. Были музыкантами аккомпанирующего коллектива под названием «Лявонiха», озвучивали выступления танцоров и куплетистов. А в свободное время ездили по деревням, записывали народные песни, а затем делали свои аранжировки. Но собственных концертов не давали: чиновники от культуры подобное сочетание современной музыки и фольклора считали вульгарным.

Золотой голос из «Синих гитар»
В год, который считается официальной датой создания «Песняров», на карте города появился знаковый для столицы объект – интуристовская гостиница «Юбилейная» на Парковой магистрали (ныне проспект Победителей). Читатель постарше вспомнит: в СССР к иностранным туристам относились с особым пиететом. И далеко не каждый минчанин мог запросто пройти за стеклянные двери новой ультрасовременной по тем временам гостиницы, где манили полумраком бары и большой роскошный ресторан. Здесь собирался тогдашний столичный бомонд и каждый вечер на эстраду ресторана выходил ансамбль с незамысловатым названием «Синие гитары». Тогда вычурные и малопонятные названия музыкальных коллективов вроде «Чай-Ф» или «Бригада С» были не в чести. Потому не мудрили: и по всей стране выступали «гитары с прилагательным» – поющие, звонкие, звенящие… Да вот хотя бы и синие. Солист ансамбля – юный Анатолий Кашепаров.
Много лет спустя легендарный исполнитель «Вологды» так вспоминал историю своего прихода в «Песняры»: «Меня он (Мулявин) достал из «Юбилейки». Поскольку это место было жутко популярным, филармония хотела заменить «Синие гитары» одним из своих ансамблей. Мне пришлось выдержать 17 прослушиваний. На последнем из них присутствовал даже министр культуры.
Однажды в «Юбилейку» пришел Мулявин и предложил мне место в «Песнярах». Но я не пошел. Признаться, испугался того уровня, на который Мулявин уже тогда поднял ансамбль. А потом через год встретились с ним в самом центре Минска. «Завтра в 10.00 жду», – требовательно сказал он».
Уже через три дня будущий исполнитель «Вологды» отправился в составе ансамбля на гастроли в Чехословакию.  

Зал спортивно-музыкальной славы
А напротив «Юбилейной» – не менее известный горожанам Дворец спорта. Вступив в строй в 1966 году, он едва ли не сразу стал любимым местом отдыха, а для многих спортсменов – стартовой площадкой к вершинам большого спорта. Здесь впервые на земном шаре богатырь Василий Алексеев одолел в сумме классического троеборья фантастический вес в 600 килограммов. Здесь готовился к своим победам трехкратный чемпион Олимпийских игр Александр Медведь. Отсюда после предолимпийских соревнований уехала на мюнхенскую Олимпиаду за многочисленным «золотом» гимнастка Ольга Корбут. Но просторный зал Дворца спорта долгие годы был еще и самой большой концертной площадкой, центром культурной жизни не только Минска, но и всей Беларуси. Кто только не выступал: Магомаев и Райкин, Зыкина и Пьеха, Ротару, Кобзон, Лещенко, Винокур и, конечно же, «Песняры». Именно здесь они проверяли на минской публике свои новые программы. Такие выступления становились своеобразным творческим отчетом.

Читайте также:  История города М

Архитектурное соло Борткевича
Мало кто из минчан знает, что один из солистов «Песняров» оставил о себе еще одну и не менее весомую, чем песни, память в столице. Студент архитектурного училища Леня Борткевич в дипломной работе создал проект здания большого и красивого кинотеатра. Работа понравилась его маститым коллегам – столичным архитекторам. Уже в середине 1970-х главную магистраль города – Ленинский проспект – украсило солидное здание кинотеатра «Октябрь», в основу проекта которого легли идеи будущего исполнителя «Беловежской пущи» и «Березового сока» – песняровских хитов. 
Со столичными кинотеатрами у «Песняров» вообще сложились особые отношения. Их первые композиции услышали именно посетители кинотеатров. В конце 1960-х еще сохранялась послевоенная практика, когда перед очередным сеансом артисты различных жанров развлекали публику небольшими концертами в фойе. Старожилы Минска, те, кому посчастливилось услышать первые мини-концерты «Песняров», уверяют: в кинотеатрах нарушался весь график работы. Зрители не хотели идти в зал и подолгу не отпускали талантливых молодых исполнителей.
И еще один примечательный факт: квартира, где долгое время жил Мулявин, располагалась в доме над кинотеатром «Центральный».

Знак судьбы?
Экскурсия по Минску «Песняров» будет, конечно же, неполной, если в нее не включить места, связанные с именем Владимира Мулявина.
Есть два минских дома, которые хранят память о нем. Первый – на проспекте Независимости (тот самый, где кинотеатр «Центральный»). Второй – на улице Леонида Беды. Это последний адрес народного артиста, на доме – мемориальная доска. Если первое здание для Минска знаковое – оно входит в ансамбль послевоенной застройки главного столичного проспекта, – то второе – типичный пример индустриального домостроения. А объединяет их нумерация. У обоих на фасаде «нехорошая» цифра 13. Когда с Мулявиным пытались завести речь о мистике, тот лишь отмахивался: «Я не суеверный». Но после смерти музыканта об особенностях нумерологии в его жизни не вспомнил разве ленивый…
Совершив небольшой круг по городу и поклонившись могиле «песняра» на Восточном кладбище, экскурсию уместно завершить там же, где все начиналось 40 лет назад, – у здания Белгосфилармонии.
И, наверное, очень правильно, что в нем сейчас располагается музей Владимира Мулявина, а к зданию примыкает бульвар, названый его именем.

Михаил МИХАЙЛОВ, Ольга БЕРЕСНЕВА, «МК»