День с «Курьером»

Горечь Тростенца

 Композиция должна стать центральной в мемориальном комплексе, который предстоит создать на месте бывшего лагеря смерти.
Отметим, работа над концепцией мемориала шла с 2000 года. В 2007-м Министерство культуры утвердило охранную территорию Тростенца, которая составляет 124 гектара и включает четыре участка: место прибытия эшелонов с узниками, дорогу смерти, лагерь и место казни (Благовщину).
Сейчас в деревне Малый Тростенец — мемориальный сквер и два обелиска: один установлен на месте сарая, где сожгли тысячи человек; другой — там, где находилась яма-печь, в которой погибли более 50 тысяч узников.
Создание комплекса будет идти поэтапно. Вначале планируется благоустроить и навести порядок на охранной территории, а также создать центральную мемориальную композицию.
Кстати, нынешний конкурс уже второй. Предыдущий был международным и состоялся несколько лет назад. Первое и второе место тогда не присуждались, а третьей премией отметили несколько работ. В этот раз призового фонда вообще не было, а работ-участников оказалось 15.
На официальном объявлении итогов, прошедшем в Союзе архитекторов, председатель жюри Михаил Борозна сообщил, что победитель конкурса не выявлен. Некоторые композиции не раскрыли тему или воспринимались неоднозначно.
Например скульптуру — три узника, один из которых играет на скрипке — жюри знает по музейной экспозиции, но скрипка в руках человека может вызвать другие ассоциации, не связанную с лагерем смерти. Учитывалась даже функциональность будущего памятника, ведь его придется обслуживать и порой это становится затруднительно из-за формы композиции.
Несколько работ жюри отметило, но посчитало, что они требуют определенных переделок.
Победителя нет. Что же теперь? Михаил Борозна считает целесообразным еще раз посмотреть конкурсные работы вместе с республиканским экспертно-художественным советом по монументальной и монументально-декоративной пластике, чтобы не отсечь лучшее из представленного. Это предложение будет направлено в письменном виде организаторам конкурса. А вообще в Союзе архитекторов прозвучала мысль, что было бы разумно проводить конкурс в два этапа, выделив для итогового работы, которые можно довести до нужного уровня.

Ольга ЖАРИНА, «МК»