Городское хозяйство

Сколько стоит постоять?

 Парковок в Минске катастрофически не хватает. Вроде строят подземные и многоэтажные паркинги, появляются новые площадки, а машин все равно больше, чем мест для их временного покоя.
Неужели нет выхода?
По «доброй» сложившейся традиции решать проблему начали с финансовой стороны. Возьмем усредненную городскую наземную парковку, например, около здания президиума Национальной академии наук. Стоимость часа — три тысячи рублей! Рабочий день восемь часов, примерно двадцать рабочих дней в месяц. Итого: 480 тысяч рублей должен отдать человек, если он ездит на работу на автомобиле!
Стояночка простенькая, машин на 60-65, заполняемость 90-100 процентов. Чужие деньги, говорят, считать некрасиво, но в данном случае уместно. Потому что ответственности перед автовладельцем — совершенно никакой.
Я уже предвижу возражения: «А посмотрите, как там у них, за границей! Стоянки стоят не меньше!» Стоп, стоп. Не знаю я такой парковки в Европе, чтобы стоила для автовладельца половину его месячной зарплаты. Очередное, но уже совсем некорректное возражение тоже всем известно. Дескать, купил авто — найдутся деньги и на стоянку. Во-первых, это не аргумент; во-вторых, купил, значит, заплатил не один налог, в том числе и дорожный, который включен в стоимость бензина. Так, по крайней мере, декларировалось много лет назад во время очередного подорожания топлива. Да и машины у нас относительно недорогие и совсем не новые. Собственно, невзирая на столичный статус, живем мы не в Токио и не в Копенгагене. Так что стоимость часа парковки в Минске странная, и, поднимая расценки, проблему не решить.
А давайте попытаемся припарковаться у налоговой инспекции некоего столичного района. Малюсенькая халявная стоянка на десяток автомобилей. Приезжают сюда сотни машин ежедневно. Самое интересное: стоянка расположена так, что подъехать к ней можно исключительно нарушив Правила дорожного движения. Поэтому молоденький сержант в комплекте с бесплатным местом всегда выдаст вам… квитанцию на оплату штрафа. План по штрафам, видимо, перевыполняется почти ежедневно. Помилуйте, но в налоговую инспекцию приезжают граждане и деловые люди, чтобы пополнить бюджет города и страны! Вот уж где всегда должны быть свободные и бесплатные места для автомобилей.
Даже рядом с районными администрациями стоянки либо хронически переполнены, либо фактически отсутствуют. Правда, как правило, недалеко находится альтернатива. Платная!
В Минске нет других примеров? Есть! Совершенно роскошная, бесплатная (пока) стоянка возле Национального академического Большого театра оперы и балета. Оно и логично, люди приехали в театр, на праздник, в нарядной одежде и обуви издалека шлепать по лужам не хочется. А брать деньги за возможность приблизиться к искусству на авто как-то некрасиво.
Но как быть посетителям, например, цирка после его реконструкции? Не видно, чтобы там подразумевалось место для парковки в пределах шаговой доступности.
Совершенно очевидно, что в нашем городе можно и нужно организовать огромное количество приличных стоянок без всякого ущерба для горожан и Минска в целом.

Николай Атрахович