Облик столицы

Зодчий

 Сегодня Георгию Владимировичу Заборскому исполнилось бы 100 лет. Его нет с нами уже десятилетие, но одна из улиц Минска носит имя архитектора. Думаю, даже спустя много лет наши потомки сочтут украшением и гордостью столицы созданное им.
Георгий Владимирович Заборский — коренной минчанин. Успешно окончив после школы архитектурно-строительный техникум, получил направление во Всероссийскую академию художеств в Ленинграде. Учился у знаменитого Иосифа Лангбарда, с которым познакомился еще в Минске на строительстве Дома правительства. В 1940-м молодой архитектор возвращается в родной город, занимается изучением памятников зодчества и искусства республики и одновременно работает над проектом памятника в честь объединения Западной Белоруссии и БССР.
В первые дни войны Заборский добровольцем уходит на фронт. В боях под Смоленском получает тяжелое ранение. Как свидетельствуют документы, в госпитале уральского городка Троицка, куда Георгий Владимирович был переправлен, он создает серию проектов-эскизов памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Эти работы стали основой будущего монумента Победы в Минске.
После войны архитектор возвращается в  Белоруссию. Вместе с коллегами из других городов Советского Союза создает новый облик нашей столицы. В 1950 году Георгий Владимирович проектирует жилую застройку на улице Ленина. Здесь впервые был применен новый отделочный материал фасадов — керамическая плитка. Сегодня, спустя более чем полвека, здания на улице выглядят современно и привлекательно. В это же время возводят один из корпусов Суворовского училища, здание ЦК ЛКСМБ (ныне БРСМ) на улице К. Маркса. С участием Георгия Владимировича разработаны три площади главной магистрали столицы: Независимости, Октябрьская, Якуба Коласа. В соавторстве архитектор создает здание аэропорта «Минск-1», которое сегодня признано памятником архитектуры. Плоды творчества и мастерства Заборского — кинотеатр «Пионер», бывший главный корпус педуниверситета, музей истории Великой Отечественной войны (в соавторстве), входная арка парка имени Горького, станция «Заслоново» Детской железной дороги, гостиница Совмина в Войсковом переулке… И, согласитесь, ни один из названных объектов нельзя назвать проходным, рядовым.
Особое место в судьбе и творчестве Георгия Владимировича заняла работа над обелиском Победы.
В 1950 году объявили всесоюзный открытый конкурс на лучший проект монумента. Тогда жюри не утвердило ни одного из представленных вариантов, но работа Заборского была отмечена как лучшая. Результат второго, закрытого конкурса был тот же — выбрали проект Георгия Владимировича. Вместе с Заборским «Победу» создавали архитектор Владимир Король и скульпторы Заир Азгур, Андрей Бембель, Алексей Глебов, Сергей Селиханов. Монумент открыли в 1954 году, к десятилетию освобождения Белоруссии. Реквиемом в камне назвали позже эту уникальную работу.
Почти два десятилетия, с 1945 по 1964 год Георгий Заборский руководил архитектурно-конструкторскими мастерскими проектных институтов «Белгоспроект» и «Минскпроект».
Будучи практиком, он параллельно преподавал на архитектурном отделении Белорусского политехнического института. Это отдельная страница его биографии.
— В республике не хватало специалистов, потому в 1952 году первый раз набрали студентов на архитектурное отделение, куда поступил и я, — вспоминает архитектор Ярослав Линевич. — Наши преподаватели, в том числе и Заборский, были  молоды. Мы учились у них, а они — у нас. Георгий Владимирович выделялся строгостью, немногословностью. Помню, он носил при себе большую резинку-ластик и, если работа студента не нравилась, все стирал. Сам он, работая над проектами того времени, старался привнести в архитектуру что-то белорусское, например орнаменты. Заборский даже после ухода на пенсию оставался верным профессии, интересовался, как застраивается столица, приходил в горисполком со своими замечаниями.
С середины 60-х и до начала 90-х прошлого века Георгий Владимирович работал в БелНИИгипросельстрое. Итогом его деятельности стало целое направление в сельской архитектуре. Благодаря Заборскому появились уникальные общественные центры в  поселках Мышковичи Кировского района, Вертелишки Гродненской области, застройка территории колхоза «Чырвоная Змена» Любанского района и другие. За проектирование и строительство поселка Вертелишки Георгий Владимирович в 1971 году вместе со своими коллегами был удостоен Государственной премии СССР.
— Он получил очень много наград. Помимо Госпремии СССР —  шесть правительственных грамот, премию Совета Министров СССР, звание заслуженного строителя БССР, — рассказывает жена архитектора Екатерина Ивановна. — Очень дорожил орденом «Дружбы народов» и всегда носил его. Мало кто знает, что Георгий Владимирович дважды выдвигался на соискание Ленинской премии — за Дворец культуры в Мышковичах и застройку всего поселка. Премию он, увы, так и не получил, но, как мне говорили высокопоставленные чины в белорусском правительстве, такие прекрасные работы были достойны этой награды. Стоит упомянуть о том, что среди белорусских зодчих лишь двоим было присвоено самое высокое звание — народный архитектор СССР: Владимиру Королю и Георгию Заборскому.
Практически 70 лет отдал он архитектуре. Еще в 1990 году мэтр участвовал в республиканском конкурсе на лучший проект памятника жертвам массовых репрессий в Куропатах.
Георгий Владимирович всю свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать красивой белорусскую столицу. Его творения будут долго радовать и нас, и гостей города своей оригинальностью, самобытностью, изысканным стилем.

Ольга ЖАРИНА, «МК»