Деловой завтрак

От поля к ложке

 — Минчане любят продукцию столичных предприятий. А в каких других странах ее также любят и знают?
— Наш основной рынок сбыта — Российская Федерация. Например, туда поставляем 20 наименований хлеба. А в Германию и США — сушки, сухари, овсяное печенье, вафельную продукцию. Если говорить о валообразующих предприятиях — это мясокомбинат и два молочных комбината, которые кроме России поставляют продукцию и на рынки Казахстана, Украины. И это притом, что минские молочные заводы в производстве используют только натуральное сырье и вырабатывают цельномолочную продукцию с короткими сроками хранения: масло, молоко, кефир, творог, глазированные сырки, сычужные сыры. Поставляем продукты также на Урал. Но очень далеко их все-таки не завезешь из-за небольших сроков хранения. Поэтому наш самый главный рынок — Москва и Санкт-Петербург. В Москве создана собственная товаропроводящая сеть. Совместные предприятия в Белокаменной имеются у обоих гормолзаводов и мясокомбината.

В состав государственного производственного объединения «Минскгорпищепром» входят Минский мясокомбинат, два столичных гормолзавода — № 1
и № 2, парниково-тепличный комбинат, Минская овощная фабрика, ГП «Минскрыбпром», ОАО «Мясомолмонтаж», КУП «Минскхлебпром» и семь его хлебозаводов.

— Столичным предприятиям на пятки наступают региональные производители.
— Сейчас на рынке очень большая конкуренция. Все стремятся попасть в Минск. У нас в республике 25 мясокомбинатов, порядка 300 частных цехов, которые занимаются мясопереработкой, 54 молочных завода. И все хотят, чтобы их продукция была в торговых объектах Минска. Поэтому нужно быть постоянно на острие бритвы, постоянно удивлять, придумывать новые виды продукции. И быть впереди, ведь мы все-таки минчане. Но у нас проблемы с сырьем — нет постоянной закрепленной сырьевой зоны. Мы находимся на асфальте. Госзаказ обеспечивает потребность наших предприятий где-то на 80 процентов. Остальное сырье изыскиваем самостоятельно. Тем не менее стараемся вырабатывать продукцию высокого качества, очень много внедряем новых видов. Только в текущем году — 364 вида: в молочной отрасли — 29, в мясной — 102, хлебопекарной — 222, в рыбной — 11. Расширили ассортимент замороженных мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, копченостей, субпродуктовых изделий в желе, твердых и мягких сыров, творожных изделий с лечебно-профилактическими свойствами. Производим продукцию так называемого функционального назначения. Например, для больных диабетом. В частности это кондитерские изделия с зерновыми добавками, замороженными ягодами, фруктами. Вырабатываем натуральные чаи из пряно-ароматических и лечебных трав. В нынешнем году Минская овощная фабрика впервые освоила выпуск клубники. В настоящее время она уже поступила в торговлю.
Продукция Минской овощной фабрики и Минского парниково-тепличного комбината очень востребована в городе и в республике. Даже для экспорта не остается. Хотя если раньше на овощной фабрике снимали урожай только летом, осенью, то сейчас томаты, огурцы, баклажаны, перец, салат, зеленные культуры в теплицах с помощью подсветки выращиваем еще и зимой.
— Глафира Макаровна, в столице выпускают даже соки. Жаль только, нет овощных.
— Уточню: на гормолзаводе № 2 выпускают томатный сок. Над расширением ассортимента овощных соков мы теперь работаем. И думаю, в следующем году порадуем минчан овощными соками. Прежде всего нужно обеспечить безопасность продукта. Необходимы специальные прессы для отжима. Надо подсобрать средств, найти и приобрести оборудование. Планируем это на первое полугодие 2010-го.
— Многое сделано в столичной перерабатывающей отрасли. Но есть и какие-то новые перспективы? Что еще хочется, чего еще не хватает?
— Довести до конца все начатые проекты по техническому перевооружению предприятий. Очень большая ответственность лежит на переработчиках. Не побоюсь громких слов, ответственность за здоровье нации. Это действительно так. Переработчики обеспечивают качество и безопасность продукции, которая появляется на прилавках торговых предприятий. Сегодня она многократно проверяется. Микробиологические, радиологические показатели, отсутствие токсичных элементов, солей тяжелых металлов — все отслеживается. Наша задача — внедрить систему качества «22 000», которая предусматривает контроль продукции от поля до стола. Сейчас — от поставщика до покупателя. А главный принцип системы «22 000» — от поля к ложке. Наши специалисты выезжают в сельскохозяйственные организации, ведут мониторинг сырья, отслеживают его качество, вносят коррективы. Оказываем посильную помощь нашим предприятиям-производителям сырья. Ничего некачественного к покупателю не попадет. Это гарантируем.

Елена КОРНИЕНКО, «МК»