Персоны

Молочная страна Эдуарда Чернявского

У директора столичного гормолзавода № 1 Эдуарда Михайловича Чернявского путь к своему делу начался с учебы в Белорусском аграрно-техническом университете. Потом в его биографии было всего два места работы: совхоз-агрофирма «Рассвет» и нынешнее. Согласитесь, только этот факт сам по себе показателен: выбор своего дела оказался верен.
Впрочем, это только в газетных строчках все просто. Приход Чернявского в столичную перерабатывающую отрасль выпал на то самое непростое «переходное» время, когда некоторые предприятия запросто меняли названия, раздавали акции, не тратились на техническое перевооружение, а вскоре констатировали немалые долги и убытки. Говорят, некоторые директора задерживались в должности на… несколько дней. Понадобились воля и решительные меры всего столичного руководства, мэра Михаила Павлова, чтобы и известнейшее столичное предприятие, чья история началась в далеком 1929-м, снова стало государственным достоянием. Пять лет назад завод вернул себе историческое название — «1-й гормолзавод». Произошло объединение с еще одним предприятием — третьим молочным заводом.
Эдуард Михайлович сегодня скуп на воспоминания: «Было непросто». Правда, убедительно просит не ошибаться в цифрах темпов роста: в 2003 году — 119,9 процента, в 2004-м — 128,5 процента, в «звездном» 2005-м — 149 процентов. Меньше чем 110 процентов на заводе не было. Заработанная прибыль позволила развиваться прежде всего за счет собственных средств при определенной поддержке города в виде возвратной бюджетной ссуды. И вот уже продукция завода побеждает на всевозможных конкурсах, отмечается премией правительства страны. Появляется и лиричное название торговой марки «Молочная страна». Все это тоже показатель верности избранного директором Чернявским пути…
Потрясающе вкусные глазированные сырки (начнешь перечислять виды — собьешься, так их много!),
йогурты, творог, творожные массы, сметана, молоко, кефир… Уверена — в холодильниках всех столичных хозяек, ценящих вкус и натуральность молочных продуктов, давно прописалась продукция столичного гормолзавода № 1! И я почти не сомневалась в ответе Эдуарда Михайловича на вопрос, есть ли в его холодильнике «родная» продукция…
— Как-то сын вернулся из магазина с «чужими» сметаной и молоком. На мое недоумение ответил: «Наших уже не было». Потом выкрутился: «Ты же должен знать конкурентов!» А конкурентов действительно немало — только в родной стране 56 молочных заводов!..
— А можете с лёту назвать любимый молочный продукт супруги?
— Она раньше никогда не ела творог, говорила — кислый. Но наш «Зернис-тый» ест с удовольствием! Вообще, этот творог — заслуга наших специалистов, которые сумели придать ему неповторимый мягкий вкус. Помню, решили попробовать экспортировать его в Москву. Меня все отговаривали, мол, рынок забит… А через два года завод уже не мог выполнить всех заявок!
— Эдуард Михайлович, оглядываясь назад, какое время своего руководства вы назовете самым комфортным?
— Не думаю, что слово «комфорт» вообще подходит к директорской доле, не самой простой в любое время. А трудности в жизни всегда интересны. Точнее, не сами трудности, а процесс их преодоления… Если сегодня не развиваться, не заниматься техническим перевооружением, постоянно не обновлять ассортимент продукции, не ставить себе «звездные» задачи — предприятие может за короткий срок уйти в небытие. То есть в никуда. Рынок не будет вспоминать прошлые заслуги, тебя тут же обойдут другие!.. Поэтому мы в постоянном поиске. Скажем, сейчас идет процесс отладки технологического процесса по производству сыра фета «Аристей» — замечательного штриха для греческого салата! По той же программе импортозамещения вот-вот запустим в производство творожный сыр «Венский завтрак» — продукт наподобие известного бонжура. Ведь за каждым новым продуктом стоит освоение новых технологий и механизмов, добросовестный труд наших рабочих, менеджеров и технологов. И во многом за слаженность этой работы, за перспективу и, если хотите, за оптимистичный настрой на будущее коллектива в 1.600 человек отвечает директор. Комфорт?.. В полвосьмого я уже на работе. И чаще всего в полвосьмого вечера — еще на работе. Суббота рабочая. И поскольку у нас своя большая сырьевая база, надо успеть побывать в двух хозяйствах: под Червенем и под Пуховичами… Только воскресенье и остается, чтобы успеть понянчиться с внучкой Наташей…
— Стол переговоров в вашем кабинете круглый, без углов. Вы умеете советоваться с подчиненными?
— У нас на заводе есть технико-экономический совет. И единолично решения я стараюсь не принимать. Но уж когда решение коллегиально принято — спрашиваю жестко и твердо.
— Справедливо считается, что главное богатство каждого солидного предприятия — люди. Удается ли вам в непростых экономических условиях сохранить сплоченность коллектива, настроить его на успех?
— При приеме на работу сначала предлагаем посмотреть на будущее рабочее место. Оценить, по душе ли оно. Конечно, я не могу сказать, что абсолютно все сто процентов работников нашли на нашем заводе свое дело. И текучка, особенно на стадии становления предприятия, была существенной — уходили те, кого мы не смогли убедить в общих целях переустройства.
— Эдуард Михайлович, на какое занятие времени не хватает, но очень хочется найти?
— Наверное, на чтение. Когда раз в год выбираюсь дней на десять с женой в отпуск, беру с собой стопку книг, подготовленную дочкой. При этом отпускных дней в моей директорской биографии, которых я так и не отгулял, больше ста…
— Напоследок спрошу о главном для завода событии — скором юбилее. Готовитесь?
— Крылатая фраза — «Без прошлого нет будущего». Вот потому так важны для предприятий праздники. Как момент подведения итогов. Как возможность поблагодарить людей за труд. Как вероятность заглянуть в будущее и помечтать. Ну, и для меня как для руководителя 80-летний юбилей завода — новая точка отсчета в молочном деле, которое я уже давно считаю своим.

Екатерина ДУБИНСКАЯ, «МК»