Деловой завтрак

Договоримся? Непременно!

 — Владимир Матвеевич, изменения законодательства об образовании в нашей стране происходят довольно часто. Кодекс должен положить конец бесконечным реформам?
— Поскольку это документ очень высокого ранга, то он, конечно, придаст системе образования определенную стабильность. Но в то же время оставит и возможность для дальнейшего совершенствования законодательной базы. Беларусь, скорее всего, будет первой страной в Европе с образовательным кодексом — это просто веление времени. Франция, Россия и Молдова разрабатывают сейчас аналогичные документы.
— Как только большинство депутатов проголосовали «за», в Интернете началась бурная дискуссия, в частности по поводу заключения договоров между студентами и учебными заведениями…
— Действительно, такая норма предусмотрена. Я считаю это очень правильным подходом. Вот, допустим, вы ставите в квартиру дополнительную дверь или подключаете мобильник — вы же непременно заключите при этом договор. А получение образования — еще более серьезная услуга. Договоры такого рода уже давно должны быть нормой. Любой человек, который выбрал то или иное учреждение образования, должен знать свои перспективы. Учиться столько-то лет, численность студентов в группе не будет превышать 20 человек (это одно из предложений), государство должно обеспечить меня жильем и заработной платой, а я обязан отработать такой-то период по специальности. Особенно большие изменения коснутся обучающихся по целевому назначению. Им, скорее всего, предложат отрабатывать два года как обычным выпускникам плюс еще три года в знак благодарности предприя-тию, за чей счет они учились. Кстати, период отработки — разный для разных категорий выпускников, ведь одни ребята заканчивают только вуз, другие — сначала училище, потом колледж, потом вуз, третьи — сначала колледж, потом вуз.
— Пропишут ли в договоре твердую сумму за обучение, оставив в прош-лом ситуацию, когда при поступлении говорят об одной сумме, а потом она оказывается другой?
— В договоре можно прописать все, что подходит обеим сторонам; кодекс призван лишь регламентировать наличие в нем определенных пунктов: о предоставлении первого рабочего места, стои-мости учебы, условиях возврата денег, даже компенсации со стороны вуза в случае нарушения договорных обязательств по отношению к студенту.
— В обществе огромный интерес к условиям распределения выпускников. Правда ли, что грядут большие перемены?
— До сих пор была даже такая норма: если студент 3-4 года находился на платной форме обучения, а потом ему посчастливилось перевестись на бюджет, то он все равно попадал под распределение. Теперь норма конкретизирована и, на мой взгляд, стала более демократичной. Предлагается распределять только тех выпускников, которые проучились за счет средств республиканского или местного бюджетов больше половины срока обучения.
— По новому кодексу дошкольное образование должно начинаться… с двух месяцев. Это как?
— Имеется в виду, что Беларусь законодательно закрепит наличие маминых школ — на территории детсада медсестра или воспитатель занимаются с мамами и с их малышами.
По дошкольному образованию в новом документе очень много серьезных предложений. Прежде всего — запретить в детсадах интенсивную подготовку к школе. Она, к большому сожалению, становится похожей на уроки, из-за чего может пострадать здоровье малышей.
— Говорят, не исключена вероятность введения формы для учителей…
— И вы поверили? И уже представили, как учительницы дружно вышагивают в сапогах и растянутых тренировочных костюмах? Я отвечу словами Бориса Окуджавы: «Как кто слышит — так и пишет». Никто не собирается вводить форму для учителей, но все-таки идея неплохая и имеет право на существование. Юные выпускницы педагогических вузов не всегда придерживаются общепринятого стиля, а ведь учитель воспитывает ученика не только знаниями, но и внешним видом. Одежда учителя не должна быть вызывающей, кстати, этого мы требуем и от учеников. А то, глядишь, кто-нибудь предстанет перед классом с голым животом…
— А возврат некоторых льгот для школьников? Особенно компенсации проезда?
— Вопрос будет рассмотрен, но что получится в итоге — пока трудно сказать. Может, 50 процентов компенсации, может, 25 процентов, или поставим компенсацию в зависимость от количества детей в семье и уровня доходов. Когда в городе ребенку нужно ехать в школу и обратно, и он не один в семье, это может быть родителям не по карману. Государство должно все же позаботиться о том, чтобы все наши дети могли нормально ездить на уроки.

Нина ЯНОВИЧ, «МК»