Городское хозяйство

Трамвайчик тронется, вопрос останется…

 Как хорошо, что на улице Первомайской снова стали ходить трамваи! Простояв не более минуты на остановке «Улица Захарова», захожу в полупустой вагон трамвая 1-го маршрута, который следует в направлении Зеленого Луга, устраиваюсь на сиденье и достаю книгу — ехать долго. Увы! Подошедший проверить проездной документ кондуктор-мужчина еле слышно сообщил, что следующая остановка — конечная. Что ж, иду к выходу. Но моему примеру почему-то последовали не все.
— «Змитрока Бядули» — конечная остановка! — погромче оповестил кондуктор, когда трамвай остановился и распахнул двери.
Судя по реакции некоторых пассажиров, они это услышали впервые. Никакой таблички с предупреждением за лобовым стеклом не было. Раздались возмущенные возгласы, требования объяснений.
— Трамвай сломался, поэтому идет в парк. К сожалению. Прошу покинуть салон, — меланхолично вещал кондуктор.
— Почему сразу не сказали? Теперь что, опять талоны пробивать? — наседал народ.
— Ну… трамвай сломался… — послышалось в ответ.
Тут с шумом распахнулась дверка водительской кабины, из нее проворно шагнула полноватая женщина и неожиданно для всех рявкнула:
— А ну, вышли все быстро, м… вашу! Я вам сейчас объясню!
Пассажиры были ошеломлены: резко смолкли и потрусили к выходу. Спустя считанные секунды инцидент был, как говорится, исчерпан. Придя в себя, изгнанные потребители транспортных услуг продолжили возмущаться, но уже на платформе остановочного пункта, а «сломанный» трамвай укатил направо, в сторону улицы Ботанической…
Все-таки в замечательное время мы живем, что, как ни парадоксально, подтвердила поведением вагоновожатая. Мы отвыкли от грубости и хамства работников торговли, общепита, бытовых услуг, общественного транспорта. А ведь еще 15-20 лет назад это было довольно распространенное явление. Мы учимся защищать свои права, а жалобы и замечания не остаются без ответа.
Безусловно, есть чему поучиться в плане профессионального этикета отдельным столичным продавцам, водителям. К примеру, хамоватой трамвайщице следовало бы почитать «Правила пользования городским пассажирским транспортом (трамваями, троллейбусами, автобусами, метро) в городе Минске». Там в пункте 7, в частности, говорится, что водитель обязан «всегда быть опрятно одетым, вежливым и давать (на остановках) пассажирам справки по вопросам движения городского общественного транспорта. По требованию пассажиров называть свою фамилию».
Но можно понять и замешательство кондуктора, который не смог разъяснить, как действовать пассажирам в случае поломки трамвая, нужно ли им еще раз оплачивать проезд на этом же маршруте, чтобы добраться до пункта назначения. Ответ можно найти в «Правилах автомобильных перевозок пассажиров». Так, пункт 60 гласит: «Если автомобильный перевозчик приостановил перевозку пассажира по техническим или другим причинам, то по выбору пассажира он должен в возможно короткий срок обеспечить доставку пассажира другим рейсом в начальный или конечный пункт его поездки, либо до ближайшего пассажирского терминала. При городских перевозках пассажиров в регулярном сообщении билеты на проезд действительны на другой рейс этого маршрута или направления, выполняемый автомобильным перевозчиком…» Но если строго следовать букве закона, то эти правила применимы только к автобусным маршрутам. А как же быть пассажирам городского наземного электрического транспорта?
— В настоящее время этот вопрос не урегулирован, — сказал корреспонденту «МК» юрисконсульт ГУ «Столичный транспорт и связь» Александр Татур. — Правила перевозки пассажиров троллейбусами и трамваями находятся в стадии разработки в Министерстве транспорта и коммуникаций.

Александр ФИЛИППОВИЧ, «МК»