Деловой завтрак

Вам кофе в трамвай?

 — В последние годы водителям и обслуживающему персоналу трамвайного парка работать, наверное, стало проще: на смену старым вагонам пришли новые. Довольны ли транспортники новым подвижным составом?
— Только в 2009-м мы получили 10 трамваев производства УП «Белкоммунмаш», а за три последних года в парк прибыли 107 новых вагонов. Расходы на содержание подвижного состава сократились, но техника нуждается в постоянном уходе, иначе быстро выйдет из строя. Нам повезло, что производитель трамваев находится в Минске, и мы оперативно можем решать все возникающие проблемы. У нас с коллективом «Белкоммунмаша» хороший контакт и взаимопонимание. Как мы сегодня не можем обойтись без них, так и они — без нас, ведь все недочеты конструкции трамваев можно обнаружить только при эксплуатации. Уровень техники, выпускаемой этим предприятием, растет с каждым годом и не без нашего участия. Первый белорусский трамвай, сошедший с конвейера в 1999 году, и последний принципиально разные по качеству машины. И это радует.
— Отжившие свое вагоны обычно списывают. Один из них, насколько я знаю, может стать передвижным кафе. На какой стадии реализация этого замысла?
— Сейчас мы ведем переговоры с минским предпринимателем. Под вагон-кафе хотим приспособить один из трамваев «РВЗ-6», которые сняли с эксплуатации в прошлом году. Создадим в салоне оригинальный интерьер, установим барную стойку, столики, кухонное оборудование, биотуалет. Передвижное ретро-кафе, как мы предполагаем, будет работать в вечернее время. Но этот замысел воплотится в жизнь, если предприниматель сочтет такой проект интересным и выгодным. Это своего рода экзотика, романтика. Правда, пик популярности заказных трамваев, когда их часто арендовали на свадьбы, юбилеи, школьные мероприятия, прошел. Сегодня это уже не в новинку. Но и сейчас 60-70 раз в год заказывают рейсы.
— Насколько оригинальна идея трамвая-кафе?
— Она отнюдь не нова. Некоторые минчане, наверное, помнят, что в 80-е годы прошлого столетия к одному из юбилеев Октябрьской революции был пущен такой вагон, который назывался «Ягодка». Увы, он не был востребован и со временем его пришлось снять с линии.
В других странах подобные кафе с успехом работают. Наши коллеги из немецкого города Карлсруэ сохраняют все модели подвижного состава, которые эксплуатируют. Один из старых вагонов они оборудовали под кафе. Правда, он не ездит постоянно, его заказывают на отдельные торжества. Говорят, такой трамвай-кафе пользуется у горожан большим спросом.
— Пока замысел станет реальностью, нужно решать насущные проблемы. Осенне-зимний период — самое напряженное время для транспортников. Какие трудности испытывает ваше предприятие в холодное время года?
— С ноября мы перешли на особый режим, которому всегда предшествует серьезная работа: готовим к зиме печи салона, кабины, другое оборудование, без которого в холода не обойдешься, проводим своего рода курсы повышения квалификации водителей, чтобы освежить в памяти особенности зимней эксплуатации трамваев. Важный момент — заготовка песка. Ежегодно используем около 200 тонн сухого сеяного песка. Он нужен для улучшения сцепления трамвайного колеса с рельсом. В случае возникновения пробуксовки или юза (например при торможении, когда листва попадает под колесо) водитель нажатием кнопки открывает заслонку и подает песок на рельсы. Причем больше всего песка расходуется не в морозы, а во время листопадов: по листьям колеса скользят, как по льду. Но и зимой, когда на рельсах образуется наледь, без песка не обойдешься.
С 1 ноября по 1 марта ответственные работники трамвайного парка дежурят на предприятии круглосуточно. Иногда приходится ночевать на работе и мне. Такое бывает, впрочем, в разное время года — при сильных снегопадах, ливнях, других природных катаклизмах. На эти случаи на работе есть подушка, чтобы можно было передохнуть. Давно заметил: если в экстремальных ситуациях руководитель рядом с коллективом, люди ведут себя спокойнее и все идет своим чередом.
— Как обычно проходит день? С каким настроением приходите в парк?
— Работа очень интересная, захватывает. Иду, как правило, в хорошем расположении духа. Встаю в 5 утра, чтобы погулять с собакой. Прохожу с ней четыре с лишним километра. Это дает заряд бодрости на весь день. Плотно завтракаю, поскольку в обед иной раз поесть не успеваю. По мере возможности стараюсь заниматься спортом: гантелями, волейболом. Это полезно и для тела, и для духа — отвлекаешься от ежедневных забот. В воскресенье стараюсь подольше поспать, потому что недели бывают очень напряженными, особенно зимой. Люблю почитать стихи, например, Пушкина, Кочеткова. По вдохновению и сам иногда пишу. Не работой единой жив человек.

Магда КРЕПАК, «МК»