Облик столицы

Столице — в подарок!

 Стройку курировало высшее руководство республики. Старожилы вспоминают: в последние месяцы была большая спешка. Работы здесь велись едва ли не круглосуточно и, что называется, всем миром. Поводов для спешки было несколько. Во-первых, по сложившейся традиции городскому и республиканскому руководству хотелось достойно завершить год, а во-вторых, и это, пожалуй, более весомый в то время повод — 21 декабря 1949 года вся страна должна была отметить 70-летний юбилей Сталина. По традиции тех лет каждый трудовой коллектив, каждый город, каждая республика должны были отрапортовать об успехах. Сдача к этой дате проспекта, названного именем вождя, — лучший ему подарок. И, надо отдать должное, успели в срок и без ущерба качеству. В мировой энциклопедии архитектуры ХХ столетия есть раздел о градостроительстве в СССР. Из ста представленных объектов выбраны пять белорусских: Дом правительства, система обводнения столицы, выставочный павильон БелЭкспо, городок Рось в Гродненской области и проспект Независимости.

От «Фрунзенской» до «Тракторного завода»
31 декабря 1991 года минчане впервые смогли проехать по новой ветке столичного метрополитена. Накануне был торжественно открыт участок второй линии от станции «Фрунзенская» до «Тракторного завода». Строительство велось почти шесть лет.
Новая линия соединила два больших спальных района столицы с центром.
Сначала здесь ходили только трехвагонные поезда и длительное время не было собственного депо. Сейчас линия приняла почти завершенный вид. Количество составов здесь даже больше, чем на первой: 29 против 21, и все пятивагонные.
Есть на второй и свои особенности. Так, например, единственная станция с выходом на правую сторону — «Первомайская». Между ней и следующей станцией «Купаловская» — самый глубокий тоннель — более 10 метров. А между «Первомайской» и «Пролетарской» — самый скоростной. Поезда на этом участке развивают скорость до 80 километров в час.

Ворота города
Новое здание железнодорожного вокзала. Без малого 10 лет ждали минчане этого подарка. А проект, подготовленный белорусскими архитекторами совместно с московскими проектировщиками, появился еще в начале 80-х прошлого столетия. Но после распада СССР финансирование закончилось, и новый минский вокзал надолго попал в разряд долгостроев. До этого, к 1985 году, удалось возвести лишь конкорс — зал ожидания, расположенный над пассажирскими платформами. Спустя некоторое время повторно проведен конкурс, в котором участвовали семь проектных коллективов. Предпочтение было отдано институту «Минскпроект», который предложил оригинальное решение — железнодорожный вокзал с подземным уровнем и комплексным благоустройством привокзальных площадей. Стройку взял под патронат глава государства. Он и открыл 30 декабря 2000 года новое ультрасовременное здание. Сейчас это своеобразный мини-город у железной дороги, способный принять одновременно семь тысяч пассажиров.

Сказочный сверкающий шатер
Здание Минского государственного цирка — сооружение уникальное. Это было первое в СССР каменное стационарное помещение для проведения цирковых представлений. Вторая особенность — он единственный в мире расположен в центре столицы государства. Строительство цирка началось 30 октября 1954 года. А спустя четыре года, накануне Нового 1959-го, он был готов принять первых зрителей. Но новогоднее представление в здании цирка минчане смогли увидеть только спустя год. Открытие было решено приурочить к празднованию 40-й годовщины основания БССР. И хотя официальной датой этого знаменательного события считается 1 января, торжественное открытие здания перенесли ровно на месяц. Может, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций. А первая премьера здесь состоялась 11 февраля 1959 года.

Красавец Дворец
У главной сценической площадки страны — столичного Дворца Республики — схожая с железнодорожным вокзалом судьба. Идея строительства возникла в начале 1980-х годов, а возведение началось в 1985-м. Но — перестройка, экономический кризис, распад СССР. И строительство самого большого в стране Дворца пришлось отложить до лучших времен. Они настали лишь спустя без малого 10 лет. И уже через два года Дворец начал работу. Здание вводили в эксплуатацию поэтапно, что позволяло эффективно использовать те помещения, которые были готовы принять посетителей, не дожидаясь общего окончания строительства. Дворец Республики был достроен и открыт 31 декабря 2001 года. Он получился величественным и стильным одновременно. Возвышается над Октябрьской площадью на 45 метров. Именно в нем проходят самые значимые политические мероприятия страны, именно здесь выступают лучшие музыканты. Напротив центрального входа во Дворец каждый раз к Новому году устанавливают главную елку страны.

Материалы подготовил Михаил МИХАЙЛОВ, «МК»,
фото Анатолия ДРИБАСА