Деловой завтрак

Будут и свои Кустурицы

 – Не будем раскрывать все карты, – говорит Наталья Григорьевна. – Но в программе вечера, конечно же, чествование лучших, концерт и премьера.
 – Чем наполнен творческий портфель главного редактора?
– Мы прежде всего интересны миру своей культурой. У нас богатая история, традиции – об этом надо рассказывать зрителю. Много интересных тем, есть возможности для их экранизации. Сегодня киностудия оснащена новейшим оборудованием. Мы наконец можем себе позволить полный цикл производства картины. Раньше приходилось ездить в Москву.
– В этом году вы не проводили творческий конкурс на лучший сценарий?
– Проблемы со сценариями были, есть и будут. И все-таки от конкурса мы пока отказались. Главная цель подобных проектов – поиск авторов. Но на практике это, как правило, новички, пробующие себя в литературе. Они присылают воспоминания, зарисовки и даже дневники, мало похожие на сценарии. Всех профессиональных авторов мы знаем, знаем их потенциал. Например, киностудия активно сотрудничает с Александром Качаном, уроженцем Беларуси. Он окончил ВГИК, сейчас живет в Украине, но не забывает и о родной земле. Александр – автор сценария фильма «Масакра», который сейчас воплощает в жизнь молодой режиссер Андрей Кудиненко.
– Говорят, съемки идут удачно…
– На мой взгляд, лента должна получиться интересной. Я видела рабочий материал – он очень профессиональный. Жанр фильма – мистический триллер – не характерен для Беларуси. Действие, основанное на старинных легендах, происходит на наших землях в конце ХIХ – начале ХХ века. Сам Андрей Кудиненко определил жанр ленты как «бульба-хоррор».
– Приближается еще одна важная дата – 65-летие Победы. А военная тема на «Беларусьфильме» всегда была приоритетной…
– Это святая тема для Беларуси. В ближайшие дни на киностудии сдается восьмисерийный телефильм «Покушение» режиссера Александра Ефремова. В планах, которые в ближайшее время будет утверждать Министерство культуры республики, также совместные белорусско-российские сериалы «Немец» и «Краков». Знаменательной дате посвящена также лента «Брестская крепость», которая полностью снималась на «Беларусьфильме» по заказу ТРО «Союз». Именно белорусская сторона настояла на доработке сценария, чтобы он полностью соответствовал тем событиям, которые проходили в легендарной цитадели в начале войны. О военных событиях рассказывает и картина Александра Ефремова «Снайпер», получившая «бронзу» на недавно прошедшем в Минске кинофестивале «Лiстапад». Скоро должна состояться премьера драмы «Волки», действие которой происходит в послевоенные годы. Режиссер Александр Колбышев снял картину по сценарию нашего старейшего кинорежиссера Александра Чекменева, с которым тот в начале 1960-х годов поступал во ВГИК. Литературный замысел воплощен в жизнь только сейчас.
– Работы белорусских мастеров становятся все более разнообразными по жанру. Это стремление завоевать зрителей или творческий поиск?
– Разумеется, идет активный поиск. Мы собираем наших авторов и режиссеров, которые до недавнего времени работали в других странах. Дали возможность попробовать силы молодым. Среди них бывшие воспитанники Михаила Пташука: Денис Скворцов, Андрей Голубев, Александр Кананович, который сейчас завершает работу над комедией «Дерево». Творчество Александра Канановича уже сегодня сравнивают со стилем сербского режиссера Эмира Кустурицы и знаменитого Леонида Гайдая. Я видела черновой монтаж. Будем надеяться, что в Беларуси появится самобытный режиссер с авторским почерком. Еще один «пташуковец» Дмитрий Лось снимает сейчас лирическую мелодраму «Трамвай в Париж». Игорь Четвериков – детектив «Белая тропа», а Елена Турова – музыкальную детскую сказку «Рыжик».
– Каковы перспективы международного сотрудничества?..
– Многие ленты создаются сов-местно с российскими коллегами. Намечается сотрудничество и с другими странами. Сейчас идут переговоры с известным киносценаристом и режиссером Александром Миндадзе о работе над лентой, посвященной чернобыльской трагедии. К проекту проявили интерес Украина и Германия.

Алла КАЗАКОВА, «МК»