Городское хозяйство

Дизель в шоке

 И хорошо еще, когда дизельный движок напрочь отказался заводиться на стоянке во дворе. А то ведь немало случаев, когда железные кони теряют сознание уже в пути. В результате телефоны служб автопомощи в последние дни не умолкают. Количество вызовов с просьбой эвакуировать авто по некоторым данным выросло в 10 раз. Не спасает даже зимнее топливо. Его, к слову, на столичных АЗС сейчас в отличие от прошлых лет в достатке. Последние два года белорусские НПЗ освоили выпуск четырех марок дизтоплива с предельной температурой фильтруемости (ПТФ) минус 5-20 градусов. Для непосвященных поясню: едва ли не главной деталью дизельного авто в зимний период становится топливный фильтр. Его задача отделить воду и грязь, которые содержатся в топливе. Если водички в топливе больше, чем положено, она, естественно, замерзнет.
Как быть и что делать? С таким вопросом корреспондент «МК» обратился к специалисту.
— Когда ударили морозы, количество обращений к нам выросло на 15-20 процентов. Чаще всего из-за неготовности машины к зиме. Во всех автопарках еще с советских времен проводят профилактические мероприятия по переводу техники с летнего на зимний период, — рассказывает заместитель директора по технической части одного из столичных СТО Виктор Саванец. — По их примеру должны поступать и владельцы дизельных легковушек. Внимание нужно обратить на три главных узла в машине: свечи накаливания, двигатель, топливный фильтр. Ну и, конечно, с наступлением холодов необходимо перейти на зимнее топливо.
ПОДСКАЗКА «МК»
Дизельное топливо — сложная смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов и их производных. Самое распространенное — летнее, диапазон его применения от 0 °С и выше. Зимнее дизельное топливо применяют при отрицательных температурах воздуха до -30 °С. При более низких используют арктическое дизтопливо. Но помните: зимнее невозможно отличить от летнего ни по цвету, ни по запаху.
По мере понижения температуры вязкость дизельного топлива увеличивается. Есть три температурных порога изменения текучести солярки.
Помутнение — солярка мутнеет из-за того что начинают кристаллизоваться парафины, содержащиеся в ней. Для летнего топлива температура помутнения равна -5 °С, а для зимнего составляет -25 °С.
Предельная фильтруемость — топливо густеет так, что уже не способно проходить через фильтр. Мельчайшие кристаллики парафина забивают поры топливных фильтров и предохранительных сеток, оседают в каналах трубопроводов и парализуют работу двигателя. Для летнего топлива температура предела фильтруемости равна -7 °С, а для зимнего составляет -35 °С.
Застывание — полная потеря текучести. При этой температуре дизельное топливо становится похожим на холодец.
Самый надежный способ борьбы с «ледниковым периодом» в топливной системе дизельного авто — установка обогревательных систем на топливный фильтр, трубопроводы и топливоприемник в баке. Подогреватели оптимально решают зимние проблемы.
А что делать, если дизельмобиль отказался продолжать путь из-за неверно выбранного горючего?
Виктор Саванец полагает, что выход один: вызывать автопомощь и эвакуировать машину в теплый бокс. Пытаться запустить движок с помощью буксира рискованно. Привод газораспределительного механизма на легковых авто ременной. При буксировке рывки неизбежны. Ремень может перескочить через несколько зубьев, а то и вообще порваться.
Так что, решив сэкономить и купив машину с дизельным двигателем, надо быть готовым к некоторым хлопотам. Но, убеждены специалисты, если мотор такого авто отрегулирован и заправлен соответствующими сезону маслом и топливом — проблем не возникнет.

Михаил МИХАЙЛОВ, «МК»