Жизнь как она есть

Дольче вита с намеком на смерть

Когда Польша и страны Балтии вошли в состав Евросоюза, Беларусь, Россия и Украина стали последним рубежом, за которым, считали иностранцы из азиатских стран, начиналась та самая сладкая жизнь. Конечно же, нашлись смельчаки, рискнувшие воспользоваться услугами контрабандистов, чтобы получить возможность на время, а лучше навсегда, стать «немцем», «итальянцем», «англичанином»… Спрос родил предложение: криминальные группировки занялись новым бизнесом — нелегальной эмиграцией. Ее жертвами в 2003 году стали пятеро: в авиакатастрофе погибли один из контрабандистов и четыре индуса, которых летчик переправлял в Германию.

Небо зовет
Литовец Тадас Валкаускас из небольшого городка Пренай с детства грезил самолетами. Мечтал: когда-нибудь у него будет свой. После школы поступил в Вильнюсский авиационный институт, а после его окончания устроился в частную фирму — на самолете доставлял срочную корреспонденцию из Литвы в Польшу. Зарабатывал немного, а потому вскоре стал искать другое занятие. Нашел. Двое соотечественников предложили ему доставлять на самолете амфетамин заказчикам из других стран. «Птицу» для дела — спортивную, одномоторную, — наркоторговцы предложили летчику купить у них же всего за 7 тысяч долларов.
Какое-то время Тадас был воздушным наркокурьером, но вскоре смекнул: самолет дает гораздо большие возможности для заработка. Так летчик попал в международную преступную группировку, которая занималась незаконной миграцией азиа-тов в Западную Европу. Тадас усовершенствовал свой самолет: установил два дополнительных глушителя звука мотора и столько же топливных баков. И все это для того, чтобы незаметно перелететь через литовско-белорусскую границу. Тадас перегнал самолет на заброшенный хутор — там по ночам тренировался сажать машину.
В конце концов решил: к делу готов, пора испытать себя — переправить нелегалов в Европу через Беларусь. Получилось. А 29 марта 2003 года Тадас Валкаускас снова отправился в нашу страну, чтобы оттуда улететь с пассажирами на борту на Запад. Он и не предполагал, что живым уже не вернется.
…А в это время четверо индусов летели в Москву по туристическим путевкам. Оттуда перебрались в нашу страну — в глухое местечко Святое Болото, что в Гродненском районе. Там их ждал Тадас на самолете, на котором нелегалы должны были отправиться в Германию.

Воздушная яма
Как приземлился в Беларуси неприметный спортивный самолет, никто не видел. Тадас нашел очень удачное место для того, чтобы притаиться — недалеко от деревеньки Маркиши, где обитали всего с десяток пенсионеров. В сторону временного аэродрома они не ходили — говорили, на «мертвом торфе» не растут ни грибы, ни ягоды.
Перед путешествием Тадас под завязку заполнил баки топливом. Во время полета выбрал минимальную высоту — чтобы не засекли пограничные радары. Однако самолет попал в воздушную яму, зацепился корпусом за ветки деревьев и рухнул на землю. После падения одному индусу удалось выбраться из салона. Через мгновение после этого произошел взрыв. В живых не осталось никого…
Обломки самолета вместе с останками пилота и пассажиров через восемь месяцев после ЧП нашел охотник. Совершенно случайно. Мужчина, выслеживая зверя в незнакомой местности, наткнулся на груду металла и человеческие кости. В тот же день отправился в милицию. Вскоре сотрудники следственно-оперативной группы уже осматривали место катастрофы. Они не нашли на самолете опознавательных знаков, а у погибших — документов. Удалось лишь идентифицировать бортовой номер машины. Его разослали в подразделения полиции соседних государств с надеждой найти хозяина. Через несколько дней из Литвы пришел ответ: уже больше 7 месяцев это воздушное судно ищут.
Экспертиза останков помогла установить личность пилота. Останки Тадаса Валкаускаса родители увезли на родину. О других же погибших стало известно лишь то, что они относятся к группе европеоидов. А их миллиарды. В какой стране искать родственников умерших?

Счастливый случай
Более трех лет над этим ломали головы сотрудники милиции. Все это время следствие находилось в тупике, пока дело оперативной проверки не перешло к старшему оперуполномоченному по особо важным делам УВД на транспорте МВД Беларуси майору Алексею Ширко.
— На разгадку натолкнула одна из улик — часть железного браслета, — говорит Алексей Ширко. — На металле были выгравированы инициалы S.K. Этот браслет — так называемая када — атрибутика религии сикхизм, возникшей в Индии.
Чтобы раскрыть необычное дело, оперуполномоченный пошел на нестандартные действия: караулил иностранцев на улицах Минска, дежурил у столичного медуниверситета, где учатся много студентов из-за рубежа. У них спрашивал: не слышали ли они, чтобы кто-нибудь разыскивал пропавших в Беларуси родственников. «Нет», — уверяли Алексея иностранцы.
Прошел год, а дело с мертвой точки не сдвинулось. Возможно, оно бы так и осталось нераскрытым, если бы не случай. В январе 2007 года Алексей Ширко в столичном торговом центре встретил молодого человека из Пакистана. Поинтересовался у иностранца: не пропал ли кто-нибудь из его сограждан в Беларуси. «Да, пропал», — неожиданно ответил пакистанец. Он вспомнил, что в 2003 году на белорусском железнодорожном вокзале к нему подошел растерянный индиец и спросил: в какой стране он находится? Узнав, что приехал в белорусскую столицу, огорчился: ему нужен был Берлин! Оказалось, над парнем подшутили москвичи (скорее всего, одни из контрабандистов по нелегальной миграции), посадив бедолагу на минский поезд. После этого индус и пакистанец расстались, но на всякий случай обменялись номерами телефонов. А через некоторое время ночью пакистанцу позвонил тот самый индус:
— У семьи моих друзей случилась беда! Их сын вместе с двумя знакомыми арендовали самолет, чтобы улететь в Германию, и все они пропали. Думаем, разбились. Может, ты слышал об упавшем в Беларуси самолете?
Но пакистанец о крушении тогда ничего не знал. Ведь в то время самолет еще лежал не найденный в глухом лесу. Тем не менее пакистанец на всякий случай записал имя и фамилию пропавшего человека — Ситх Карамзит.
Алексей, слушая рассказ ино-странца, подметил: инициалы пропавшего индуса совпадают с выгравированными на браслете. В индийском посольстве подтвердили: Ситх Карамзит действительно исчез. А вместе с ним еще двое. Через Интерпол Алексей Ширко запросил образцы слюны и крови родственников этих людей, провели экспертизу — узнали имена погибших. Правда, за их останками родные так и не приехали. Опер-уполномоченный считает, что летевшие на неприметном спортивном самолете Тадаса Валкаускаса пассажиры принадлежали к низшей касте индийского общества, а, значит, у их близких просто нет денег на далекую дорогу в Минск.
 
P.S. Точка в расследовании не поставлена. До сих пор не найдены соучастники литовского летчика, а также не установлена личность четвертого пассажира, который после падения самолета выбрался из салона, но не выжил после взрыва.

Елена ИВАШКО, «МК»,
Александр МАРЧЕНКО