ГОСТ «МК»

Днем с огнем

В редакцию обратились читатели с жалобой на то, что в столичных магазинах проблематично купить зимнюю белорусскую обувь. Есть китайская, российская, а отечественной, что называется, днем с огнем не сыщешь. Корреспондент «МК» отправилась на поиски

Оазис посреди пустыни
В одном из фирменных салонов, где реализуется только отечественный товар, заведующая магазином заверила, что с выбором обуви проблем нет.
— У нас осталась тысяча пар зимней обуви, — пояснила она. — Ассортимент детский, мужской, женский. Присутствует вся ростовка. Хотя выбор, конечно же, не такой большой, как в начале сезона. Реализуем остатки зимней коллекции. Новых завозов, естественно, уже не будет.
На выставочных стойках и вертушках с женским ассортиментом действительно несколько достойных моделей, которые можно примерить. Цены тоже не сильно кусались — от 150 тысяч до 290 тысяч рублей. Согласитесь, за натуральные мех и кожу не так уж дорого.
На многих моделях прежняя цена зачеркнута, рядом новая — на 30-40 тысяч меньше. Как пояснила заведующая, это те сапоги, которые остались от рождественской распродажи.
Побродив среди стеллажей, я убедилась, что минчанка со средними запросами босиком отсюда точно не ушла бы. Экипироваться на нынешний мороз можно вполне успешно: предлагались унты, сапоги на плоской подошве и танкетке. Были даже симпатичные замшевые сапожки на каблучке. Всего на стеллажах около 20 зимних моделей.
— К сожалению, не все покупатели до нас доезжают, — посетовала продавец. — Иначе и проблем бы не знали.
Как выяснилось, этот салон оказался оазисом среди прочих, полки которых оставляли желать лучшего.

Парадоксы нашего городка
Поход по другим магазинам подтвердил: несмотря на то что мороз не отступает, на складах столичных розничных предприятий с зимним ассортиментом не густо. Зато обратная ситуация с весенне-летней обувкой. Полным-полна коробочка. В разговоре с товароведами выяснилось, что январь — период, когда туфли и «утепленка» на весну как раз начинают поступать в торговую сеть.
В двух из семи магазинов, которые я обошла, наблюдалась активная «перезагрузка». Новыми коробками сотрудники заставляли склады буквально до потолка. А что же с зимним ассортиментом? Его, оказывается, завозят только в августе и сентябре.
Надо сказать, что это обстоятельство (работа по принципу «готовь сани летом, а телегу зимой») довольно странное и вызывает стойкое раздражение тех покупателей, которые хотели бы в середине зимы приобрести именно зимнюю обувь. Однако к концу января в столичных магазинах обычно мало что  остается.
— Выбор невелик, — пожаловалась одна из посетительниц крупного универмага, где на полках гордо красовались вечерние туфли и демисезонные сапожки. — Видимо, придется обойти еще не один магазин, прежде чем найду что-нибудь стоящее.
Хочется сказать, что зимнюю обувь в столице ищут не только журналисты. Минчане тоже посещают розничную сеть, пусть и не так активно, как в начале декабря. С одной такой покупательницей мы ездили из салона в салон, узнавали друг друга возле стоек. Наверное, она тоже проводила какое-то собственное расследование, потому что никак не могла окончательно определиться с теплой парой.
— В предыдущие годы зимы были более мягкими, — объяснили в одном из магазинов продавцы. — А в этом творится что-то несусветное — те легкие сапоги, в которых можно было прежде проходить весь сезон, нынче уже не греют. Вот покупатели и озаботились.

Гуттаперчевый маркетинг
Зимние морозы, однако, совсем не влияют на график работы обувных фабрик. У всех белорусских предприятий-производителей он один. Обратитесь ли вы на минскую или на витебскую фабрику — вам скажут одно: «Шьем весну-лето». И будут настаивать, что правы.
У торговли на сей счет свое мнение.
— Мы вынуждены работать на накопление, — пожаловалась мне одна из товароведов, рассказывая о ситуации с сезонным ассортиментом. — Зимнюю обувь получаем от производителей на протяжении сентября. Берем столько, сколько сможем поместить на склад. Но, как бы ни старались полностью обеспечить спрос, не можем — магазин не резиновый!
Сколько пар обуви реально нужно тому или иному магазину, чтобы удовлетворить запросы покупателей, среди специалистов, пожалуй, знают лишь единицы. И это еще одна проблема розничной сети. Хотя многие товароведы, по их словам, готовы пойти на риск и взять ходовые модели сверх обычной нормы.

Запас беды не чинит
Итак, начиная с декабря торговля работает исключительно на том, что запасла, плюс использует отдельные подсортировки, которые дает производитель. Обычно основная часть обуви расходится, когда наступают первые холода.
— В городе зимней обуви нет давным-давно, — говорит одна из товароведов. — Сужу по тому, сколько к нам идет звонков. Работаем сейчас с крупными белорусскими производителями исключительно по подсортировкам: вдруг у них что-нибудь осталось. Вот и получается, что купить добротную современную модель зимней обуви с конца декабря уже проблематично.
Такая система работы полностью оправдывает себя для предприятий-производителей. По нынешним временам им легче жить, если у них на складах ничего нет, уверены продавцы. Для торговли же это абсолютно нерациональный подход.
— Как это исправить? — размышляют заведующие. — Наверное, частное предприятие-производитель как-то решило бы этот вопрос. Быстро бы перепрофилировалось, а торговля взяла бы на себя риски по приобретению и реализации товара, потому что это намного лучше, чем отсутствие ассортимента. Пока же выход только один, считают в магазинах: пусть покупатели берут обувь заранее.

А что у конкурентов?
Интереса ради заглянула в крупные салоны импортной обуви. Вот где раздолье для гурмана: различные цвета, модели, материалы. Не скажу, что все предложенное отличалось особым качеством, но здесь были приемлемые цены, довольно широкий (в сравнении с отечественными салонами) выбор, а главное — оригинальные дизайнерские решения. На вид сапожки «из-за бугра» выглядели броско, заманчиво. Если бы собиралась на вечеринку, нарядилась здесь, а если в поход по заснеженным магистралям — то, конечно же, у родных производителей.
Что же делать отечественному промышленнику, чтобы и красиво, и качественно, и удобно, да еще и на протяжении всего сезона? Вот где, действительно, гамлетовский по глубине вопрос.

Наталья ВАВИЛОВА, «МК»