День с «Курьером»

Борт из Гаити

В минувший четверг, 4 февраля, в Национальном аэропорту «Минск» приземлился транспортный «Ил-76» белорусской авиакомпании «Трансавиаэкспорт», выполнявший рейсы по доставке гуманитарной помощи на Гаити. Его экипаж в составе 10 человек — единственные минчане, побывавшие в зоне катастрофы. Первыми с благополучным возвращением на родную землю их поздравили корреспонденты «МК».

Мы летим туда, где нужна помощь
Вместе с корреспондентами «МК» на технической площадке Национального аэропорта «Минск» неподалеку от взлетно-посадочной полосы борт из Гаити встречал и начальник штаба авиаотряда компании Михаил Гресь. В прошлом опытный пилот, отдавший небу более 30 лет, Михаил Владимирович хорошо знает, какой сложности работу выполняли его коллеги на другом конце земли

— Перелет занимает более 10 часов, — то и дело посматривая в сторону взлетно-посадочной полосы говорит Михаил Гресь. — Две промежуточные посадки, долгое время в небе над Атлантикой…
И вот над аэродромом появляются огни прожекторов транспортного «Ил-76». Рев мощных двигателей, касание и самолет, плавно сбрасывая скорость, подкатывает к площадке. Непродолжительные процедуры таможенного досмотра, пограничного контроля, и у нас появляется возможность подняться на борт, поговорить с экипажем.

Десять минчан – члены экипажа транспортного «Ил-76» – вернувшиеся из командировки на Гаити: командир воздушного судна Александр Баташев, командир авиаотряда Сергей Морозов, второй пилот Алексей Тиханович, бортинженер Юрий Асонов, штурман Евгений Верхоглядов, бортрадист Юрий Радевич, техники Сергей Кузин и Олег Богдан,  бортоператоры Василий Сердюк и Игорь Левкович.

— Полет прошел нормально, что называется, в штатном режиме, — говорит командир воздушного лайнера Александр Баташев. — Правда, над Атлантическим океаном попали в полуторачасовую болтанку. Там очень сложные ветровые режимы и строго ограниченный коридор. Ничего, справились. А в целом погода серьезных неприятностей не доставила, и остальная часть полета была спокойной.
Нас, конечно, в первую очередь интересовала ситуация на самом острове, впечатления.
— Наша авиакомпания имеет статус официального перевозчика ООН, — присоединяется к разговору командир авиаотряда Сергей Морозов, летавший на Гаити в составе экипажа. — Как только в мире случается какая-то беда, туда, где людям нужна помощь, по заявке этой международной организации направляют и наши самолеты. Нам довелось доставлять грузы в Индонезию после разрушительного цунами, по линии «Международной продовольственной программы» летали в Судан. Очень тяжелые командировки были, особенно в Судане. Садиться опасно, да и некуда — в стране разруха. Грузы с продовольствием приходилось сбрасывать в заданный район с высоты 200-250 метров. Выполняли работу также в Ираке, Афганистане…
— За 20 дней командировки мы смогли сделать только три рейса из Европы на Гаити. Доставили более 100 тонн грузов: продовольствие, медицинское и спасательное оборудование, — возвращает нас к теме Александр Баташев. — Пришлось выполнить и печальную миссию. Из гаитянской столицы на соседний остров Мартиника доставили тела двух погибших под завалами французов — сотрудников представительства ООН.
В аэропорту Порт-о-Пренса, говорят белорусские пилоты, сейчас настоящее столпотворение: сотни самолетов со всех концов земли спешат доставить сюда гуманитарные грузы.
— Сам аэродром, его взлетно-посадочная полоса в отличие от близстоящих построек, к счастью, не пострадали — продолжает делиться впечатлениями командир «Ил-76». — При заходе на посадку было хорошо видно, какого масштаба беда случилась на острове. Если в центре гаитянской столицы более-менее сохранились какие-то постройки, то весь пригород, а, как нам рассказали, там была самая большая плотность заселения, лежит в руинах. Обстановка? Такая, что всегда бывает в зоне бедствия: масса людей, военных и очень много ваших коллег — журналистов. Возникают сложности с посадкой: сотни самолетов летят со всего мира на Гаити с гуманитарными грузами. Аэродром там относительно небольшой. И потому условия жесткие: прилетел, немедленно разгрузился и улетай, либо за новым грузом, либо на свободные аэродромы, расположенные на соседних с Гаити островах Карибского моря.
— Родные, близкие, наверное, ждут не дождутся вашего возвращения домой?
— Они у нас привычные, — улыбаются авиаторы. — Мы ведь уже много лет летаем по всему миру, и чаще всего в горячие точки.

Михаил МИХАЙЛОВ, «МК»