Анонсы фильмов

А был ли мальчик?

 Удачной была, пожалуй, лишь американская картина Альберта Левина 1945-го года, получившая премию «Оскар» за лучшую операторскую работу. Главным достоинством того фильма, кроме, разумеется, слаженного актерского ансамбля во главе с Хёрдом Хартфилдом, стало четкое следование сюжетной канве романа.
Режиссер новой киноверсии англичанин Оливер Паркер решил не утруждать себя такими тонкостями и снял свой вариант истории о провинциальном юноше, приехавшем в Лондон и попавшем во власть порока. Вопрос к английскому творцу в таком случае напрашивается только один: зачем нужно было прикрывать свои изыскания именем и фамилией классика мировой литературы?
«Да, я не люблю пролетариат», — утверждал в повести «Собачье сердце» профессор Преображенский. «Да, я не люблю вольные экранизации», — все чаще заявляю я сам себе таким же безапелляционным тоном. Ввиду обрушившегося на мир кинематографа сценарного голода создатели фильмов все чаще и чаще обращаются к классической литературе. Причем зачастую делают это настолько топорно и неумело, что лучше бы уж отдавали средства, отпущенные на съемки, в Международный фонд защиты животных. Быть может, спасли бы от исчезновения каких-нибудь кубинских щелезубов…
Когда смотришь на киноспекуляции, основанные на громкой литературной вывеске, становится одновременно смешно и обидно. Если так хочется в очередной раз поэксплуатировать классику, проявите хоть сколько-нибудь смекалистости, назовите картину не «Дориан Грей», а, скажем, «Лориан Слей» и снимайте все что заблагорассудится. Но нет! Кто же тогда пойдет в кино? А так какой-никакой зрительский интерес обеспечен…
Впрочем, режиссера «Дориана Грея» сложно обвинить в полном искажении литературной основы. Фабула произведения Оскара Уайльда, в принципе, осталась неизменной, но вот ее воплощение по уши увязло в пошлости. Молодой человек Дориан Грей (Бен Барнс), возжелав вечно оставаться юным и красивым, поддается малодушию и, сам того не подозревая, заключает сделку с нечистой силой. Она дарует ему вечную молодость и переносит печать времени и всех земных пороков с лица Грея на его портрет, написанный талантливым художником…
И все бы ничего, но режиссеру Оливеру Паркеру отчего-то вздумалось до предела упростить сюжет, убрав из него умные диалоги лорда Генри с Дорианом и сделав из брата первой девушки Грея, бедной актрисы Сибил Вейн, какого-то безумного бомжа, а не моряка. Но зато режиссер не забыл приправить ленту парой-тройкой безвкусных эротических и кровавых сцен. А как же без этого?
Хватило и прочих несуразиц. Так, к примеру, если в литературном первоисточнике Грей после убийства художника Бэзила Холлуорда сразу же сжигает его вещи и одежду, то в картине он зачем-то на протяжении 20 лет хранит в отдельном ящичке желтый окровавленный шарфик Бэзила. Видимо, для того, чтобы в конце фильма по этой вещице лорд Генри Уоттон без труда догадался о печальной судьбе портретиста и разоблачил Дориана…
Из достоинств ленты можно отметить разве что отличный подбор костюмов и декораций, а также достаточно уверенную операторскую работу Роджера Прэтта. В его послужном списке значатся такие ленты, как «Бэтмен», «Франкенштейн», «Троя», «Гарри Поттер» и другие. В целом же «Дориан Грей» в исполнении Оливера Паркера — продукт полностью вторичный. Если уж потчеваться им, то только затем, чтобы после просмотра сесть и перечитать роман Оскара Уайльда…

Алексей ИВАНЮШКО, "МК"