Эврика

Гимназия «Хочу все знать»

— Ольга Робертовна, несколько лет назад на городской предметной олимпиаде команда 13-й гимназии была в пятерке сильнейших, а сейчас стремительно ворвалась в тройку лидеров. Нацелились на первую ступень пьедестала?
— Рейтинг достижений учащихся повышается. Сравните: в позапрошлом году на городской олимпиаде гимназисты завоевали 20 наград, в прошлом — 25. А сейчас у них 33 диплома трех степеней — третье обще-
командное место. Их опередили лишь сборные гимназии № 29 и школы № 41. Причем по 11 предметам наши ребята стали победителями. Ученики на повышенном уровне изучают не только естественно-математические предметы, но и гуманитарные.

Ольга Черноусова.
Директор столичной гимназии № 13.

— Ваша гимназия — единственная в городе, у которой нет начальной школы. Почему?
— Последовали классическому немецкому образцу, когда начальная школа — отдельное учреждение. Перевели начальные классы в помещение бывшего детсада, где организована школа-сад № 93.
— Понятно, что набираете самых способных. Каким образом поддерживаете заинтересованность в учебе?
— В гимназии сейчас занимаются 560 учащихся. Все они прошли конкурсные испытания по трем предметам. Как правило средний проходной балл по сумме трех предметов 25. Важно, чтобы в дневниках учеников до 11 класса были оценки не ниже семерки. А для этого нужно поддерживать мотивацию к учебе. Урок — лишь малая толика того, что даем детям. У нас действуют 93 факультатива и 12 кружков. Каждый может найти занятие по душе. В итоге наши гимназисты — постоянные участники олимпиад, научно-практических конференций, интеллектуальных игр. Родители часто говорят: «Даже если дети болеют, им невмоготу лежать в постели. Хотят быстрее поправиться и бежать в гимназию». К нам на занятия ездят из Уручья, Сокола, Заславля. Радует, что успехи на финише впечатляющие. К примеру, в прошлом году шесть выпускников получили на испытаниях по централизованному тестированию по 100 баллов. Как правило все одиннадцатиклассники становятся студентами.
— Сейчас все понимают: хорошее образование — успешная карьера. Не случайно у школьной дос-ки все чаще можно видеть преподавателей вузов. С кем сотрудничаете?
— Приглашаем родителей учащихся, и они нам не отказывают. К примеру, факультативные занятия «Рациональные уравнения, неравенства и их системы», «Методы решений стандартных и нестандартных задач по математике» ведет преподаватель БГУ Елена Шинкевич. Руководит научными работами кандидат биологических наук, преподаватель кафедры ботаники биофака БГУ Александр Храмцов. Рецензирует научные исследования гимназистов заведующая кафедрой биоорганической химии мед-университета Ольга Ринейская.
В подготовке гимназистов к олимпиадам участвуют бывшие выпускники. В этом списке призер международной олимпиады по химии Павел Чулкин, победитель городской олимпиады по астрономии Максим Усаченок — оба студенты БГУ, аспирантка этого же вуза Маргарита Марковская. Гимназисты посещают «Юни-Центр XXI век», который действует на факультете прикладной математики и информатики БГУ. Частые наши гости — преподаватели педуниверситета имени М. Танка, университета информатики и радиоэлектроники. Сейчас продлеваем договор о сотрудничестве с экономическим университетом.
— Учитель не на вторых ролях?
— Ни в коем случае. Следуем правилу: обучая, учишься сам. Причем не только на уроках. У нас созданы ресурсные центры по математике, физике, химии, биологии. Учителя сами владеют новыми образовательными и информационными технологиями и помогают в этом коллегам из других школ города. Ведь имеем мини-обсерваторию с телескопом «ТАЛ-1М», цифровую лабораторию «Архимед», мультимедийные проекторы, компьютерные системы опроса… Наши педагоги — постоянные участники обучающих семинаров в городском институте развития образования, институте новых знаний в Москве.
Словом, учитель — вечный студент.

Галина МАЛАХОВСКАЯ, «МК»