Эврика

Четыре лесенки в будущее

Уникальность и секрет успеха 125-й средней школы в четырех направлениях: гуманитарном, физико-математическом, хореографическом и спортивном, которые гармонично сосуществуют в одном учреждении образования. Его директор Татьяна Берестевич — талантливый музыкант, учитель и воспитатель одаренных детей

Вальсируют все!

 
В 125-й с порога удивляет обилие цветов: в вазонах, кадках, настенных горшочках — они словно оплетают холл, коридоры, классы.

— Эстетика — мой конек, — признается Татьяна Леонтьевна. — Приятная атмосфера поднимает настроение школьников, формирует душевное равновесие. Давно заметила: неуверенный в себе ученик на переменках, как говорят, вжимается в угол, стремится стоять поближе к стеночке. У нас же нет голых стен — тут масса красивых цветов, за которыми ребята с удовольствием ухаживают, даже приносят из дома.

— Как удается настроить ребят на углубленное изучение предметов?

— У нас более 800 учащихся и ни одного равнодушного. Каждый выбирает интересующий предмет. В школе 84 факультатива! Мы приглашаем вести занятия преподавателей из Белорусского государственного университета. В том, что наши ребята увлечены, нет сомнения: в 20.00 школа еще полна учеников.

— Хореографическое направление сущест-вует в 125-й уже много лет. Профессио-нальных танцоров воспитали?

— Дети занимаются хореографией с 1-го по 9-й класс, затем готовят итоговый концерт — это своеоб-разный госэкзамен. Впоследствии некоторые поступают в Белорусский государственный хореографический колледж. Но вырастить профессионалов — не наша цель. В первую очередь стремимся раскрепостить ребят, учим их не бояться сцены, быть коммуникабельными, помогаем избавиться от неуверенности в себе.

— Танцуют, в основном, девочки?

— Вовсе нет. Мальчишки с удовольствием занимаются народными танцами. Более того, стараемся, чтобы и мальчиков, и девочек в группах было поровну, ведь многие танцы парные. Так что на выпускных вечерах у нас вальсируют все!

Школе верна

— Знаю, вы также выпускница 125-й.

— В каком-то смысле это моя маленькая родина. А директором была назначена ровно через 25 лет после выпуска. Окончила Минский институт культуры, потому и хореография, и музыка, и эстетика мне очень близки. Сама играю на аккордеоне, до недавнего времени преподавала предмет «Музыка», последние шесть лет директорствую. Был в жизни период, когда на какое-то время пришлось покинуть Беларусь — муж военнослужащий. Работала вместе с ним в воинской части, но и там занималась, можно сказать, педагогической деятельностью — руководила женсоветом. Вместе с солдатами пели, устраивали музыкальные вечера, выезжали с концертами… В родной школе меня сразу вспомнили: «А, это та выпускница, которая играла на аккордеоне!»

— Директорство — большой труд и ответственность.

— Не сказала бы, что мне тяжело. Помогают родители школьников, выпускники. Сейчас работают 17 бывших учеников 125-й. Это говорит о том, что в школе комфортная, доброжелательная атмосфера. Стараемся открыть перед учениками максимум возможностей, показать, как многогранен мир, сколько существует интересных профессий. Считаю, в жизни может повезти или не повезти дважды: с семьей и со школой. Об этом беседую с родителями. Есть дети из неоднозначных семей, но я никогда не произношу «трудный ребенок», говорю «интересный». Устраиваем в школе семейные вечера, например, «Мой папа». Недавно приходили отцы, которые в разводе с матерями ребят. Причем привели их дети. А одна семья после такого вечера воссоединилась.

— Расскажите о вашем инновационном проекте, касающемся самопознания школьников.

— Суть проста. Пытаемся через игру, творческие задания помочь детям раскрыться, лучше узнать себя. Например, ребята пишут сочинения на темы: «Какой я?», «Кто мой классный руководитель — друг, товарищ или учитель?». Сотрудничаем с профессором кафедры педагогики пед-университета имени М. Танка Кларой Гавриловец, доцентом кафедры педагогики лингвистического университета Ольгой Янчук.

— Среди директоров школ больше женщин, чем мужчин. Ваше мнение, почему?

— Женщина по натуре мать, общение с детьми ее родная стихия. Потому педагогический вуз выбирают в основном девушки. Хотя в нашей школе работают 20 мужчин! Например, выпускник БГУ Антон Кныш пришел преподавать белорусский язык и литературу. Отработал два года по контракту и заявил, что из школы уходить не собирается, чему мы несказанно рады.

Живой организм

— С нынешнего учебного года у нас открыты спортивные классы, — рассказывает Татьяна Берестевич. — Это четвертое направление, четвертая лесенка в будущее, которую могут выбрать ребята. Воспитываем пловцов. Учащиеся и раньше занимались плаванием в Специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва «Старт», а сейчас мы оформили сотрудничество с ней официально. Одна из лучших белорусских спортсменок, пловчиха Александра Герасименя, — выпускница 125-й. Сегодня работает тренером в бассейне «Старт», занимается с нашими ребятами.

— Вам принадлежит смелая идея организовать в школе шведский стол.

— Дети его обожают! Цель — привить ребятам культуру питания. Школьникам предлагаются, например, три вида салатов, три вида мясных блюд, сок, чай, какао, свежие фрукты. Порционно еда не раскладывается: стоит в подогреваемых мармитах. Дети выбирают себе блюда, что учит их самостоятельности.

Не боимся новшеств — есть много идей, планов. Школа — живая структура, где есть простор творчеству и фантазии!