Человек и его дело

Максим Тютюнов: «Главное на производстве — это люди»

Загадочная, романтичная, экспрессивная, спокойная, взрывная, нежная, степенная, дружелюбная, азартная… Как думаете, кому или чему могут быть адресованы эти эпитеты? До недавнего времени и я бы призадумалась при ответе. Но после посещения демонстрационного зала «Керамина» и испытанного там восхищения разнообразием отечественного продукта — сотни образцов, сотни вариантов дизайна! — все эти определения адресую родной керамической плитке. Впрочем, эпитеты не мои — просто я честно записывала их вслед за Максимом Тютюновым, вызвавшимся показать мне новые коллекции предприятия. Согласитесь, вряд ли такие характеристики плитки можно найти в каталогах, но из уст первого заместителя генерального директора они выглядят едва ли не признанием в любви к керамическому делу, которое уже лет 12 как стало для Максима Анатольевича родным…

Прежде чем ближе познакомиться с Максимом Тютюновым, про которого сегодня говорят как о молодом руководителе нового типа, все-таки несколько слов о самом «Керамине». В этом году предприятию исполнится 60. Солидный возраст и достижения солидные. По качеству и уровню дизайна белорусская плитка сегодня не уступает испанской и итальянской (мнение признанных экспертов). Кстати, если об идеологии предприятия, то вот ее формула: западный уровень дизайна и качества в сочетании с ценой в четыре-пять раз ниже… До 80 процентов (!) продукции «Керамина» поставляется на экспорт, в том числе в дальнее зарубежье. Ежегодно модельный ряд обновляется на 30 процентов. Минская плитка продается более чем в шести тысячах торговых точек мира, при этом в фирменных магазинах с покупателем бесплатно работают и дизайнеры… Предел мечтаний в развитии? Отнюдь. В нашей стране культура потребления керамики пока не сложилась, и причина тому банальна — десятилетиями существовал дефицит, когда самую элементарную плитку надо было доставать. Для сравнения — в Италии керамикой отделывается до 73 процентов поверхностей, в Беларуси — около 25. Прихожие, кухни, балконы, а не только привычные ванные-туалеты — все это может быть красиво отделано керамикой, убежден Максим Тютюнов. К слову, «Керамин» строит самый большой в Беларуси магазин по продаже керамической плитки. Там будут не только тысячи квадратных метров плитки, не только все коллекции, но и самые разные «живые» интерьеры в плитке и с мебелью.

— Максим Анатольевич, правду ли говорят, что вам было достаточно сложно устроиться на «Керамин»?

— «Керамин» для меня — это неотъемлемая часть жизни. Мой отец Анатолий Дмитриевич Тютюнов работает на предприятии 39 лет, пройдя путь от инженера по автоматизации до генерального директора. Я с детства знал все о проблемах-радостях предприятия, рос среди людей, которые работали здесь. С «Керамином» связана и огромная ответственность — перед коллективом, перед отцом, поэтому решение прийти на работу именно на это предприятие было сложным и непростым. Будучи студентом юрфака БГУ и изучая хозяйственное право, решил попробовать свои силы в юридическом отделе. Год работал без зарплаты — просто доказывал, что могу приносить пользу. Доказал. Непознанного в правовой работе почти не осталось, хотелось больше участвовать в работе предприятия, и я занялся технической реконструкцией. Учитывая объемы продаж на экспорт, необходимость конкурировать с западными предприятиями, пришлось постичь непростую науку управленческих стандартов, развития товарной программы, управления персоналом. Предприятию потребовались реформы — и они произошли. В итоге по достигнутым стандартам в сфере продаж мы, как принято скромно говорить, стали не самым худшим предприятием страны. Замечу, что средний возраст нашего оборудования 3-4 года. Притом, что итальянские линии могут служить 20-30 лет, мы достаточно быстро меняем оборудование: спешим за рынком.

— То есть вы заранее подготовились к сложным условиям, в которых сегодня оказалась мировая экономика?

— Дома наши продажи процентов на 30 выросли — результат того, что в Беларуси государство в строительный комплекс вкладывает очень серьезные деньги. Но кризис мы почувствовали — все-таки работаем на экспорт. Пока держим планку, сохраняем позиции, работаем на полную мощность, в то время как многие итальянские и испанские коллеги вынуждены снижать, а то и вовсе приостанавливать производство. Если сейчас спросите про наш секрет, открываю: коллектив «Керамина» не просто профессионален, это лучший коллектив керамистов на всем постсоветском пространстве.

— Коллектив — это сколько работников?

— Примерно 3.000, что касается производственного подразделения. Большее количество занято в сфере продаж.

— Ответом про секрет «Керамина» вы, Максим Анатольевич, подтвердили истину, что главное богатство каждого серьезного предприятия — люди. Чувствуете свою личную ответственность перед ними?

— Любые реформы, глубинные в том числе, задумываются не ради одного развития и получения прибыли. Главное на производстве — это люди и их заботы, так всегда учил отец. Не помню, было ли у меня с самого начала ярко осознанное желание кому-то что-то доказывать, но ответственность перед людьми я почувствовал с первого дня. Есть один замечательный принцип: выбирая между «сделать» или «не сделать», всегда делай! В отношениях с людьми особенно. Сегодня главная проблема — недостаточная обеспеченность жильем. Мы строили и продолжаем строить. Вот из окна моего кабинета виден наш новый дом — 269 квартир, стоимость одного квадратного метра — около 400 долларов.

Особая забота — условия труда работников. Их улучшение — основа нашей программы реконструкции. Согласитесь, есть разница, человек работает в грязном, запыленном помещении или трудится в чистых, практически стерильных цехах. В Китае я видел, как женщины тащат на себе тяжеленные коробки с плиткой. Могли бы и мы автоматизировать не все процессы, но… ХХI век на дворе! Человек может и должен чувствовать себя на производстве Человеком!

— Считается, что возможность для карьерного роста для многих людей, молодых особенно, важнее такого фактора, как зарплата. На «Керамине» с этим мнением согласны?

— Процентов 30 наших работников — люди до 30 лет. И молодой человек, придя к нам на работу, понимает, как он может вырасти и что должен для этого сделать. Профессиональный, качественный труд с элементами самоотдачи на «Керамине» замечается и поощряется. Что касается зарплаты, то с начала года она выросла примерно на 7 процентов. Хотя это было непростое решение, с учетом повышения цен на газ, электроэнергию, сырье, перевозки. Есть и индивидуальное повышение зарплаты, когда отмечается качественный труд конкретного человека. За прошлый год каждый третий работник получил такую персональную прибавку.

— Мне рассказывали, что на «Керамине» особо привечают людей, чьи родители, родные некогда работали на предприятии. Это так?

— Это действительно самые желанные работники, потому что для них предприятие изначально не чужое, и люди по-настоящему болеют за него. Они так и говорят:  «Наш «Керамин». Мы же гордимся тем, что у нас немало трудовых династий. К слову, на «Керамине» создана очень мощная ветеранская организация — около тысячи человек, и мы стараемся о ней не забывать, поддерживаем. Видите, мы снова говорим о главной ценности — людях. И это не случайно.

— Как много значит для вас слово «карьера», Максим Анатольевич?

— Стараюсь на все вещи смотреть комплексно, и мне достаточно сложно отделить сферу рабочую от личной. На мой взгляд, самое главное для человека — не карьера, а гармоничное развитие личности. Если находишься во взаимопонимании с собой, окружающими, коллегами, если развиваешься как личность — это и есть лучшая карьера.

— Скорее всего, свободного времени у вас мало…

— И все же время для занятия боксом нахожу — это своего рода внутренняя перезагрузка три раза в неделю. Когда собираюсь в отпуск, обычно подстраиваюсь под друзей — общение с ними для меня тоже важная часть жизни. Кстати, пляжный отдых — не для меня. Последний раз он случился, когда оканчивал учебу в Академии управления при Президенте Беларуси — надо было прочесть очень толстую и серьезную книгу по стратегическому менеджменту.

— Хочу задать вопрос, который волнует всех, тем более что вы заместитель генерального директора по экономическим вопросам и стратегическому развитию, стало быть, должны знать ответ. Когда закончится экономический кризис?

— Полагаю, что мирового кризиса как такового и нет, просто раздутая спекулятивными деньгами экономика вернулась на свой реальный уровень, и нынешнее ее состояние, скорее всего, сохранится на десятилетия. Мир сегодня как никогда глобализован, поэтому нам сложно избежать влияния данных макроэкономических структурных сдвигов. То есть, в среднесрочной перспективе будет очень непросто конкурировать, очень сложно производить, потребители будут обращать внимание на качество, на цену (взять ту же Москву, раньше там цена мало кого интересовала в принципе — сейчас интересует!). Те, кто научится жить и работать в таких условиях, при улучшении внешних условий покажут серьезные результаты. Интересен пример Бразилии — последние лет десять страна фактически находилась в кризисе, но те банки и предприятия, которые выжили, сегодня крупнейшие международные гиганты. И нынешний кризис для Бразилии — уже привычная среда обитания, переживает она его достаточно спокойно.

— Какую очередную книгу по менеджменту вы сегодня читаете, Максим Анатольевич?

— Читаю трехтомник Леонида Парфенова «Намедни». Очень интересно, какими бытовыми подробностями был отмечен 1961 год, какого цвета крышечки были у бутылок с молоком, кефиром… Ловлю себя на ностальгических настроениях. А специализированная литература — всегда рядом.

— Вы коренной минчанин. А можете ли вслух признаться в любви к родному городу?

— Я не сторонник необоснованного ура-патриотизма, для меня все вещи должны иметь логическое обоснование, поэтому Минск люблю не только сердцем, но и умом. И чтобы понять и оценить наш Минск, надо посмотреть другие города. По работе я побывал во многих городах мира и СНГ, могу констатировать — белорусская столица очень удобна для жизни. Город чистый, красивый, экологичный, ухоженный, в нем отсутствуют дорожные пробки.

Он не такой большой и не такой враждебный к человеку, как Москва, и не такой маленький, чтобы назвать провинциальным. Если говорить об идеальном для жизни городе, то для меня он должен быть похожим на Минск! Может быть, городу не хватает исторических памятников, но это не его вина…

Раз в год на «Керамине» проводится глобальный семинар, на который приглашаем около 300 директоров, наших клиентов. Кроме новых коллекций, нового оборудования, обязательно показываем столицу. Лично я при этом испытываю гордость за страну в целом. А наши гости искренне восхищаются Минском — той же подсветкой зданий, например, в восторге они и от «Минск-Арены». Я убежден: надо больше показывать себя иностранцам и связывать такие показы именно с нашими объектами труда. Разумеется, при этом и качество продукции должно быть высокого класса. Эту гармоничную связь «страна — продукция» очень важно показывать партнерам, которые, в свою очередь, будут презентовать ее уже другим людям — тем же покупателям нашей продукции.

Вот заговорили про гордость за страну, и я вспомнил, как непросто, с преградами, «Керамин» шел к участию в очень престижной для керамистов итальянской выставке в Болонье. Помню, как комок подступил к горлу, когда увидели на открытии выставки белорусский флаг…