Час пик

Электронная пицца для пассажиров

Этот продукт испробовали во многих европейских странах. Подобно пицце, его можно начинять самыми разными компонентами, сочетание которых меняется в зависимости от потребностей едока, читай пассажира, и возможностей повара – транспортного предприятия

Продукт, о котором идет речь, – электронный проездной, одна из составляющих автоматизированной системы оплаты проезда, которая, по мнению специалистов, сулит и пассажирам, и транспортникам огромные возможности.

Непростая задача

Придется ли электронный проездной по вкусу минчанам? Судить можно будет через пару лет: запустить этот проект в Минске планируется в 2012 году. Сейчас столичные транспортники и производители техники активно изу-чают возможности применения и особенности внедрения автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП). Белорусские специалисты побывали в Латвии и Чехии, где подобные системы работают уже не первый год. Гости из этих стран приезжали в Минск – знакомиться с инфраструктурой пассажирских транспортных предприятий белорусской столицы.

Задача перед нашими специалистами стоит непростая. С одной стороны, кондукторы – позавчерашний день. С другой – слепо скопировать опыт западных стран не удастся. Хотя бы потому, что, например, в Чехии и Латвии пассажирский транспорт, в отличие от минского, практически не бывает переполненным.

– Иностранные специалисты, которые планируют участвовать в тендере на внедрение АСОП в Минске, поначалу предполагали, что наполняемость салонов пассажирского транспорта у нас не превышает 70 процентов, – рассказывает начальник управления государственного предприятия «Минсктранс» Владимир Лежнюк. – Но поскольку этот показатель бывает намного выше, нужно найти такое решение, чтобы данный фактор не встал на пути внедрения АСОП.

Исчезнут ли зайцы?

Одна из основных задач, которую призвана решить АСОП, – увеличить объем выручки, поступающей от оплаты проезда пассажирами. Чем могут напугать зайцев электронные проездные и валидаторы?

Конечно, контролер, вошедший в автобус, может заблокировать систему, проверить своим мобильным терминалом факт оплаты проезда каждым пассажиром и оштрафовать тех, кто этого не сделал. Но есть опасения, что при существующем законодательстве, вполне лояльном к зайцам, пассажиры, не желающие покупать бумажный билет, не станут приобретать и электронные проездные. Так что вряд ли удастся изменить ситуацию, не ужесточив меры к безбилетникам.

Читайте также:  Одну пишем, вторая в уме

А вот потребность в кондукторах с распространением АСОП отпадет (при необходимости разовые талоны можно будет купить у водителя), а штат контрольных служб, напротив, увеличится.

Многие считают, что зайцев могут остановить только турникеты. Правда, как показывает опыт Москвы, некоторые пассажиры умудряются обманывать и их. Но главное – применение турникетов приводит к падению эксплуатационной скорости пассажирского транспорта. В российской столице она упала почти в два раза: автобусы долго стоят на остановках. Если учесть, что эксплуатационная скорость автобуса в большом городе даже без турникетов в среднем 16 километров в час, станет ясно: решив одну проблему, можно обрести другую, не менее серьезную.

Именно поэтому в Беларуси решили отказаться от идеи турникетов в пассажирском транспорте.

Валерий Шкуратов,
директор ГУ «Столичный транспорт и связь»:

– Пока мы не определились, какие параметры будем учитывать. Важно продумать все до мелочей, чтобы, внедрив АСОП, не потерять пассажиров и в то же время соблюсти интересы перевозчика. Возможно, уже в следующем году опробуем сис-тему на пригородных маршрутах. Для этого потребуется разбить на зоны маршрутную сеть – по аналогии с железной дорогой.

Как это будет

Вместо бумажных талончиков и проездных планируется использовать единый электронный проездной на основе бесконтактной пластиковой карты. При входе в салон транспортного средства она прикладывается к специальному устройству – валидатору, и с карт-счета списывается определенная сумма (в зависимости от тарифа, наличия льгот и скидок).