День за днем

Божественное равенство

Из Пасхального послания Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской православной церкви!

«Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»

От седой древности до наших дней в жизни человеческого рода не было и нет события, в котором жизнь и смерть обретали бы такой же высокий смысл, как в Пасхе Господней.

Сколько бы человек ни задавал себе вопрос о смысле жизни, сколько бы ни испытывал он свой разум в попытках разгадать тайну смерти – ни один ответ не превзойдет всеобъемлющей мудрости главного догмата христианской веры: Христос воскресе! Воистину воскресе!

«…И нас воскресит силою Своею», – утверждаем и мы вслед за святым апостолом Павлом…

Внимательно читая Писание, мы можем задаться вопросом: почему апостол Павел называет воскресшего Сына Человеческого первенцем из умерших? Ведь Священная история Ветхого и Нового Заветов хранит немало примеров воскрешения умерших людей, и в том числе – Христова друга Лазаря, который скончался и пробыл во гробе четыре дня.

В поисках ответа нам очень важно осознать, что прежде Светлого Христова Воскресения у людей не было твердых знаний о жизни будущего века. Были только догадки и предположения, мифы и легенды о посмертной участи человека. А еще была безысходность, потому что Царство Небесное оставалось затворенным для людей после изгнания из него наших согрешивших праотцев.

До Воскресения Христова удел человека после земной кончины был таким, как говорит о нем святой Иов Многострадальный: «Отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака… где нет устройства, где темно, как самая тьма».
И вот, Спаситель «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!..

Дорогие братья и сестры! Обратим свой взор на икону Светлого Христова Воскресения: вот, сокрушив врата ада, Единородный Сын Божий держит за руки праотцев Адама и Еву и выводит их к Свету из страны мрака. И вместе с ними Он держит за руку каждого из нас, потому что, по слову Апостола, «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Именно поэтому Сын Человеческий – первенец из умерших – именуется «Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века»…

Воскресение Христа Спасителя опровергает мнение о том, что ценность человеческой жизни бывает разной, что бессмертная душа может быть значимой для Творца в большей или в меньшей степени. Господь Иисус Христос твердо и недвусмысленно ставит на первый план божественное равенство всех людей.

Читайте также:  Нашли общий язык

Евангельская проповедь утверждает, что Бог нелицеприятен, и для Творца нет разницы между людьми ни по знатности происхождения, ни по степени обладания властью и богатством, ни по месту в общественной иерархии. Пред Ликом Вседержителя лишь одно отличие существенно: насколько мы различаемся по своей способности любить Бога и любить ближнего своего как самого себя.

В ветхозаветной книге Ездры мы читаем слова, которые свидетельствуют о всеобщем равенстве людей в свете именно этих основополагающих заповедей любви: «Оправдай вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого, о расслабленном и немощном попекись, над хромым не смейся, безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего, старца и юношу в стенах твоих сохрани, мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, – и Я дам тебе первое место в Моем воскресении», – говорит Господь.

В этом пасхальном человеколюбии заключены основы общественной морали и справедливости, а значит – и устойчивости общества к испытаниям века сего. В этих словах Писания, говоря современным языком, сформулирована библейская социальная программа, актуальная не только для Церкви и государства, но для всего мирового сообщества.

Ведь, по сути, все исторические трагедии и социальные бедствия начинались там, где предавалось забвению евангельское правило жизни человеческого рода: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»…

…Приуготовляя сердца наши к Пасхе Гос-подней, мы пятикратно совершали молитвенное поминовение усопших, начиная от Вселенской родительской мясопуст-ной субботы. И мы продолжим это молитвенное соединение с нашими предками в день Радоницы, когда едиными устами и единым сердцем возрадуемся вместе с отошедшими к Богу сродниками, соотечественниками и всеми от века почившими православными братьями и сестрами нашими, что Христос воистину воскрес!..

Из всех умерших на земле Господь наш Иисус Христос явился единственным, Кто, по слову Апостола, был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».

Так, для нас, оправданных столь высокой ценой, важнейшей была и остается миссия свидетельства о бессмертии взаимной любви Бога к человеку и человека – к Богу, а значит, и к своему ближнему.

Сердечно приветствую с Пасхой Господней всех единоверных христиан, соотечественников наших, всех, кто движим доброй волей, и всерадостно свидетельствую о том, что Христос воскресе! Воистину воскресе! Аминь.