Культура

Расскажи, ива…

В фильмах столичного документалиста Олега Шкляревского нередко звучат стихи.
В том числе и родного брата – известного поэта Игоря Шкляревского

– Игоря все считают российским лириком, – говорит Олег Иванович. – Но творческий путь он начинал в Беларуси. Мы часто встречаемся. Оба любим рыбачить. Особенно на белорусских реках. К счастью, здесь еще и рыба есть, и вода чистая.

Этой теме режиссер посвятил немало лент. Недавно в Минске состоялась премьера его документальной картины «Магия дерева» – об ивах. Звучат в кадрах лирические строки.

– Беларусь богата озерами и реками, а где вода – там и зелень, – подчеркивает собеседник. – Моя картина не только об ивах, но и о березах, соснах, дубах… Хочется, чтобы люди обратили внимание: деревья живые. Помогал снимать фильм мой друг – режиссер и оператор Дмитрий Зайцев.

«Магия дерева» – своеобразное продолжение ленты «Бесконечная радость воды», снятой Олегом Шкляревским в минувшем году.

– На протяжении всей истории белорусы почитали воду не только как источник жизни, но и как святыню, – рассказывает автор. – Мы и сегодня верим в ее целительную силу. У нас тысячи родников. Почти у каждого своя история и название, легенды и тайны.

Путь в кино Олег Шкляревский начинал оператором художественных картин. Снимал с Сергеем Сычевым, Александром Ефремовым. Вместе с известным оператором Анатолием Заболоцким работал над картиной «Альпийская баллада». Потом увлекся документалистикой. Секреты профессии постигал у Анатолия Алая. Вместе делали фильм о легендарном герое российского подводного флота Александре Маринеско.

Довелось мастеру сотрудничать и с этнографом Зинаидой Можейко. За фильм «Пранясi, Божа, Хмару», посвященный чернобыльской трагедии, в 1994 году оба получили Госпремию Беларуси.

Читайте также:  Музей научный совсем нескучный

На счету Олега Шкляревского и несколько фотовыставок. Его снимки украшают подарочное издание поэмы «Слово о полку Игореве». 

– Я проехал по всем местам, описанным в этом произведении, – признается Олег Иванович, – и документально зафиксировал исторические уголки. Довелось трудиться мне и над необычной книгой. Ее обложку украшают два настоящих бриллианта. Всего выпущено сто экземпляров, каждый под личным номером. Один хранится в моей домашней библиотеке. Мы привыкли видеть бриллианты на шее или пальцах. А, оказывается, бывает и такое. Секрет прост. Книга посвящена алмазному заводу в Ханты-Мансийске.