Деловой завтрак

Копейка руль бережет

Каждый год мы радуемся весне. И каждый год сетуем на нее же.   Весна обнажает все, что скрывала зима, и вместе с долгожданным солнцем появляются лужи на тротуаре, ямы и выбоины на дорогах, прыжки по которым оборачиваются финансовыми затратами. К ямочному ремонту дорожные службы Минска приступают оперативно. Но вот качество ремонта, по мнению многих водителей, хромает.  Почему проезжую часть латают в дождь?  Будет ли прок от этогo?
Как привести столичные магистрали в идеальное состояние? Об этом и не только беседуем с заместителем генерального директора государственного производственного объединения «Горремавтодор Мингорисполкома»
Сергеем Лучиной

– Профессия дорожника сопряжена с постоянными упреками со стороны автомобилистов. Зимой водители ругаются на неубранный с магистралей снег, весной – на ямы. И задаются закономерным вопросом: доколе?!

– Наверное, судьба у дорожников такая – нас в основном ругают. Хвалят редко – когда мы, например, капитально отремонтируем какую-то улицу. Действительно весной наши дороги предстают в неприглядном виде. Трещины, выбоины, которые разрастаются до крупных ям… Впрочем, это общемировая проблема. Конечно, в Беларуси, России и других странах со схожим климатом она более остра, чем в Германии, на которую часто ссылаются наши автомобилисты, ставя в пример ее дороги. Но там все-таки резкие перепады температур, как у нас, случаются реже. Поэтому и срок службы дорожного полотна выше: в Германии более 10 лет, в Беларуси – 7-10 лет.

Тем не менее не стоит идеализировать ситуацию: и в Германии, и в еще более теплой Италии есть ямы. Недавно, кстати, прочел в Интернете такую информацию: жителям одного из немецких городов предложили купить… дорожные ямки по 50 евро за единицу. Вносишь в казну эту сумму и за свои деньги устраняешь неровность. Таким образом делаешь взнос в порядок на дорогах, в развитие родного города.

– И все-таки дороги на Западе лучше. Возьмем, например, холодную Финляндию. Может, материалы там другие кладут?

– Конечно, можно и из золота дороги делать… У нас нет тех средств, которыми, по-видимому, располагают коллеги. Хорошие дороги – дорогостоящее удовольствие. Мы кладем асфальтобетонные смеси нашего ОАО «Макродор». И даже при использовании отечественного сырья выходит затратно.

Приведу пример. Строительство 1 квадратного метра дороги стоит 60 тысяч рублей. До 1 мая одним только ямочным ремонтом мы должны охватить порядка 100 тысяч квадратов. Затем капремонт улиц – их у нас в плане на этот год более 60. Кроме того, есть такое понятие, как критическая ямочность, когда заделываются ямы в холодное время, при минусовых температурах. При минус 20 градусов применяем холодный асфальтобетон, чуть потеплеет – литой. Так вот, литой в 3 раза дороже обычного, не говоря уже о стоимости холодного асфальта. Затратим много средств на устранение критичных ям – придется экономить потом, когда начнется сезон.

Существуют добавки, улучшающие качество покрытия. Но все упирается в возможности. Имеющиеся разработки ученых приводят к чрезмерному удорожанию сырья. Мы и так меняем лишь половину необходимого.

Немного арифметики: в Минске 1.300 улиц. В год капитально ремонтируем 70. То есть через 10 лет отремонтируем 700. К тому времени вторая половина улиц, учитывая срок гарантии, придет в негодность.

– Вы говорите о больших деньгах… Но очень часто наблюдаешь картину, когда дорожники, выполняя ямочный ремонт, бросают смеси в ямы, полные воды, – нарушается технология. А сколько раз было, когда яма после ремонта превращается в «лежачего полицейского»…

– За объемами и качеством выполняемого дорожного ремонта и строительства следит отдел технического надзора. Но поймите: не уследишь за каждым мас-тером и рабочим. В сезон в городе трудятся десятки бригад. В прошлом году были случаи, когда нерадивые работники за свой счет переделывали выполненный ремонт.

Автомобилисты должны быть поактивнее. Если видят, что работы выполнены недобросовест-но и некачественно, – пусть сообщают нам. Городской телефон центральной диспетчерской службы 200-31-11. По всем случаям будем разбираться. Можно связаться с нами и через Интернет – на сайтах Мингорисполкома, «Горремавтодора» можно поделиться замечаниями, пожеланиями, если надо – пожаловаться. Будем вместе работать над этой проблемой – может, наши дороги и станут лучше.