Анонсы фильмов

Чужой среди чужих, чужой среди своих…

Пожалуй, мы все привыкли к тому, что ленты о Великой Отечественной войне чаще всего рассказывают о подвигах советских солдат и офицеров. Фильм Владимира Хотиненко «Поп» также повествует о подвиге, но несколько иного рода. В центре картины   священник…

Ни для кого не секрет, что львиную долю фильмов о войне составляют картины, весь художественный мир которых поделен на белое и черное, на хороших и плохих, на своих и чужих, на советских солдат и нацистов. Однако современному зрителю интересна и другая позиция, совмещающая в себе традиционный подход с необычным взглядом на, казалось бы, обычные вещи. Именно такую возможность и предоставляет Хотиненко.

«Поп» — кино даже не духовное, а скорее интимно-человеческое, такое же разнородное и противоречивое, как и сама суть человеческой природы. Картина рассказывает о Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны. В числе священников, отправленных немцами из Прибалтики на оккупированные территории северо-запада России, оказывается и отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий). Он решил поддержать верой людей из села Закаты, которые оказались беззащитны перед лицом нависшей нацистской угрозы.

Примечательно, что фильм напрочь лишен религиозного пафоса. Здесь вы не увидите неистовых молитв, чудесных спасений приговоренных к смерти. Картина крайне реалистична. Этим она и подкупает.

Фильм композиционно поделен на несколько частей, которые названы по православным праздникам: Покров, Пасха, Рождество Богородицы, Ильин день… Жизнь отца Александра проходит в различных хлопотах: о своей пастве, об узниках концлагеря, о приемной дочери-еврейке Еве Сускиной и о других детях, которых война оставила сиротами.

Актер Сергей Маковецкий с ролью справился великолепно. Его спокойная и вместе с тем надрывная манера игры не оставляет никаких сомнений: именно таким и должен быть священник, чья главная и высшая задача заключается в беспристрастном служении Богу и людям. Здесь некогда думать о том, что будет, когда вернется советская армия, не объявят ли потом всех священников Псковской миссии изменниками Родины. Тут бы прихожан своих утешить, да валенки заключенным передать…

Блестяще сыграла и Нина Усатова: матушка Алевтина Андреевна в ее исполнении получилась строгой, но бесконечно доброй женщиной, которая готова пожертвовать всем ради того, чтобы хоть как-то облегчить жизнь детей.

Невероятно мощным по своему надрывному драматизму получился у Владимира Хотиненко эпизод с повешением четырех партизан. Мы увидели леденящую картину отчаянной попытки молодой женщины кончиками пальцев босых ног ухватиться за ускользающий кузов-эшафот застрявшего в грязи немецкого автомобиля…