Час пик

Под колпаком у диспетчера

Минские автобусы, троллейбусы, трамваи с помощью орбитальных спутников будут всегда в поле зрения диспетчерской службы

Спутник – покровитель

На экране, испещренном цветными линиями, в разных направлениях движутся красные и синие точки. Они ползут то медленнее, то быстрее, а иногда вообще останавливаются. Со стороны может показаться, что человек, сидящий за монитором, занят увлекательной игрой. Но на самом деле диспетчер отслеживает пути движения автобусов и троллейбусов по городским маршрутам…

Пока это можно сделать только на нескольких направлениях. Но в 2011 году весь наземный коммунальный пассажирский транспорт должен работать в рамках автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ).

Подвижной состав филиалов государственного предприятия «Минск-транс» постепенно снабдят устройствами, которые будут находиться на связи с орбитальными спутниками системы глобального позиционирования (GPS) и с оборудованием, размещенным в центральной диспетчерской службе и в диспетчерских пунктах транспортных предприятий.

Когда все транспортные средства подключат к системе, каждый автобус, троллейбус и трамвай во время движения по маршруту будет контролироваться диспетчерами транспортных предприятий и ЦДС «Минсктранса».

Как было

В автоматической системе диспетчерского управления использовались (и до сих пор используется) менее 100 контрольных пунктов. На большинстве маршрутов их слишком мало, чтобы иметь полную информацию о движении транспорта. Трудно отслеживать, насколько точно водитель соблюдает график и придерживается маршрута.
Например, на 42-м маршруте 5-го автобусного парка лишь одна контрольная петля, да и та находится на диспетчерской станции. Теоретически водитель мог бы не выезжать на маршрут, время от времени отмечаясь у диспетчера. Теперь его движение можно видеть на протяжении всей трассы.

Троллейбусы и трамваи раньше вообще работали вне системы автоматизированного контроля.

Как будет

На столичных дорогах нередко происходят нештатные ситуации, невольными заложниками которых становятся пассажиры общественного транспорта. Как известно, трамваям, троллейбусам, а иногда и автобусам приходится останавливаться, даже если авария произошла по вине стороннего транспорта. При этом пассажиры, а зачастую и водители не знают, скоро ли восстановится движение.

С внедрением АСДУ появляется возможность оперативно принимать экстренные решения при возникновении сложных ситуаций на дороге. Водитель может связаться с диспетчером, а он – с водителем. Например, если есть информация, что троллейбус опаздывает или на дороге ДТП, диспетчер может дать водителю команду изменить трассу, объехав сложный участок, или направить на выручку автобус.

Читайте также:  Одну пишем, вторая в уме

Автоматизированная система помогает обеспечивать полный контроль работы транспортных средств, дает возможность фиксировать их отклонения от установленных маршрутов и графиков следования, отслеживать время использования транспорта. Новая система может помочь в составлении оптимального расписания, зависящего от интенсивности движения, времени суток, времени года.

Датчики, установленные на автобусах, троллейбусах и трамваях, позволят следить за расходом топлива и электроэнергии, пробегом, выявлять утечку тока (если речь об электротранспорте). Такие системы предполагается использовать и для мониторинга уровня пассажиропотоков, загруженности подвижного состава. И это только малая толика достоинств АСДУ.

Претензии легко проверить

В 5-м автобусном парке с появлением подконтрольных автобусов сразу отметили одно из главных преимуществ АСДУ – легче стало работать с претензиями. Не пришел автобус на остановку или опоздал – это в режиме реального времени отражается на мониторе диспетчера. И не надо смотреть в ведомость, написанную от руки. При желании можно поднять историю движения подвижного состава, например, за месяц. Это особенно важно при рассмотрении спорных ситуаций. Благодаря новой системе можно, не боясь ошибиться, наказать провинившегося водителя либо с уверенностью ответить пассажиру, что его сведения неверны – автобус пришел вовремя.

Немаловажен и психологический момент: то, что автобус, троллейбус или трамвай в любой момент может оказаться в поле зрения диспетчера, дисциплинирует водителей.

Сверим часы

Проектом навигационного обеспечения и передачи данных наземного коммунального пассажирского транспорта предусмотрена и установка электронных табло на остановках. Но они, как рассказал Владимир Лежнюк, появятся позже, когда с навигационными терминалами будет работать большее количество транспорта. При помощи таких табло пассажиры смогут ознакомиться с информацией о том, как транспорт движется в данный момент. Электронные табло будут устанавливаться не на всех, а лишь на ключевых остановках. Они могут показывать, когда придет ближайший автобус, троллейбус или трамвай конкретного маршрута, а также следующий за ним. У пассажиров будет возможность выбирать: втискиваться в первый пришедший автобус или подождать несколько минут.

Возможно, на некоторых остановках общественного транспорта появятся полноцветные табло, на которых, кроме информации о транспорте, можно будет размещать рекламу, в том числе и видео. Над воплощением этой идеи в жизнь сейчас занимаются специалисты ОАО «Белкоммунмаш».